Как рассказал председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов, в настоящее время на пяти маршрутах работают 54 трамвая, протяженность путей 68,7 км. Износ трамвайных вагонов составляет более 80%, пути – более 70%. С 2019 года город подавал заявки на федеральное финансирование модернизации электротранспорта, но денег не получал.
В этом году Липецк стал одним из десяти городов-участников федеральной программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского электрического транспорта. По словам Евгения Чекрыжова, проект реализуется в рамках концессии, при поддержке федерального бюджета в размере 30% от объёма первоначальных инвестиций, остальные инвестиции возвратные, но с привлечением средств Фонда национального благосостояния и ВЭБ.РФ.
Объём инвестиций составит 10,8 млрд рублей, из них размер потребности в инфраструктурном бюджетном кредите – 3,2 млрд рублей. На эти средства мэрия планирует обновить 26,5 км трамвайных путей, отремонтировать пять тяговых подстанций, модернизировать депо и купить не менее 46 новых трамваев. Проект подразумевает заключение концессионного соглашения на 25 лет. В настоящее время есть два потенциальных концессионера на 10 городов. Один из них - ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Липецк» подал заявку в мэрию в конце мая.
«При рассмотрении заявки стало понятно, что 60% существующих путей не попадают в проект, и есть определенный риск не достигнуть изначально заявленных социально-экономических эффектов от реализации проекта. После поступления данной инициативы мы начали переговоры с концессионером о возможном изменении параметров данного соглашения, - сообщил Евгений Чекрыжов.
Общий объём инвестиций в трамвайное хозяйство Липецка составит 11,4 млрд рублей. 6,8 млрд потратят на ремонт путей, а 3,9 млрд на приобретение подвижного состава. Инвестор дополнительно учёл 667,2 млн рублей своих расходов на создание объекта соглашения. Собственные средства концессионера при реализации проекта составляют 7,5% или 809 млн рублей, заёмные – 62% (6,7 млрд рублей), софинансирование концедентом (мэрией Липецка и областной администрацией) – 30% (3,2 млрд рублей).
«Без помощи субъекта РФ и федерального бюджета мы эту концессию не вытянем! Нагрузка на городской бюджет 1,3 млрд рублей в год – это колоссальная сумма, - заявила и.о. заместителя председателя Счётной палаты Оксана Затонских.
Как отмечает в своём заключении экспертно-аналитическое управление горсовета, при реализации данного проекта вложения концессионера составят 7,5 млрд рублей, а затраты концедента (администрации города) – 37,3 млрд. Эксперты обращают внимание и на то, что концессией предполагается обновление всего 38,5% трамвайных путей, в то время как замены требуют более 70%. К тому же, в соответствие с проектом концессионного соглашения планируется передача концессионеру транспортной инфраструктуры, в том числе, с целью дальнейшей эксплуатации возникает вопрос о работе и финансово-экономическом положении МУП «Горэлектротранс», которое выполняет работы по поддержанию подвижного состава и трамвайной инфраструктуры.
Председатель департамента транспорта согласился, что проект однозначно нуждается в корректировке, как в связи с его общей недоработанностью, так и с привязкой к нынешним экономическим реалиям. Он также отметил, что все концессионные соглашения пройдут правительственный аудит. Сроки реализации проекта сжатые – 2-3 года.
«Мы данное концессионное соглашение поддерживаем на иных условиях. Видим, что замечаний слишком много. Нужно поработать над технико-экономическими показателями, реализацией проекта и составом документации, - озвучил председатель комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству липецкого горсовета Борис Понаморёв.
Напомним, что осенью прошлого года липецкие власти отчитались перед депутатами горсовета о деятельности, развитии и проблемах общественного транспорта в областном центре. В частности говорилось о развитии трамвайного сообщения. Председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов рассказал, что мэрия подала документы в федеральную программу «Чистый воздух». В заявке предусматривается ремонт части трамвайного полотна, обновление подвижного состава и строительство небольшой ветки на новых микрорайонах, протяженностью 5,2 км.
Как сообщалось ранее, более 8,8 млрд рублей направлено в регионы на мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей среды. В числе получателей федеральных денег значится и Липецкая область. Регион на эти цели в 2022 году получит 500 млн рублей, и 800 млн – в следующем.
Егор ОРЛОВ