– Алина Генриховна, с чем у Вас ассоциируется дорожное строительство, какой смысл Вы в нем видите?
– Еще с Древнего Рима известно выражение: «Дорога – это жизнь». Соглашусь с ним. Качественно сделанная дорога обеспечивает регулярный поток транспорта, пассажиров, позволяет быстро перевозить товары, оказывать услуги. Когда мы строим дороги, мы развиваем пространство для жизни и работы граждан, улучшаем качество инфраструктуры.
– Из каких этапов состоит строительство дорог? А ремонт?
– Строительство дорог, тротуаров, подъездных путей проходит в несколько этапов: разработка проектно-сметной документации, подготовительные и земляные работы, устройство основания, укладка покрытия, поверхностная обработка. При ремонте мы анализируем тип и причины проблемы, согласовываем сроки, получаем разрешения. Затем демонтируем асфальт и, если необходимо основание, проверяем и восстанавливаем дренажную систему, работаем с грунтом, формируем основание, укладываем асфальт, делаем бордюры, устанавливаем знаки и наносим разметку.
– Какие процессы самые ресурсозатратные и «проблемные»?
– Все зависит от конкретной дороги и от ее состояния. Если, например, объект отдали на содержание, а подрядчик пустил ситуацию на самотек, ремонт будет сложнее и дороже.
– Верно ли, что чем качественнее дорожное строительство, тем дешевле и проще ремонт?
– Во многом так и есть. Однако, ремонт частично облегчается тем, что при заключении контракта подрядчик берет на себя гарантийные обязательства и в случае выявления дефектов устраняет их за свой счет. Из-за этого дорожникам становится невыгодно делать свою работу плохо.
– Без чего не построить хорошую дорогу?
– Без качественных материалов и соблюдения технологического процесса. Также очень важно производство качественной асфальтобетонной смеси. У нас есть свой асфальтобетонный завод. Благодаря работе с передовыми лабораториями мы постоянно контролируем качество производства и получаем на выходе долговечный продукт.
– С 1 июня обязателен переход на новые дорожные ГОСТы. Зачем это нужно отрасли?
– Новые требования к составу асфальтобетонной смеси обеспечивают бо́льшую прочность и высокое качество дорог. За счет разного размера фракций основного заполнителя минимизируются пустоты в покрытии, асфальт становится монолитным и служит дольше. Надеемся, что новые ГОСТы помогут решить ключевые проблемы – воздействие высоких температур, приводящее к деформации покрытия, и низкотемпературные разрушения. Если при прежних стандартах дороги ремонтировали раз в четыре года, то теперь покрытие должно прослужить от 8 до 12 лет.
– Вы первыми в регионе перешли на новые ГОСТы. С какими трудностями столкнулись в процессе? Какую подготовку провели?
– Нашей компании помогло наличие собственной базы – асфальтобетонного завода. Трудностей не было, мы всегда следили за тенденциями и понимали, к чему готовиться, тем более что речь о новых ГОСТах шла давно.
– Как на производстве контролируется качество исходного материала и асфальтобетонной смеси?
– Нужно контролировать и приготовление смеси, и строительство покрытия. Следим за качеством исходных материалов, точностью их дозирования, продолжительностью перемешивания. Готовую смесь оцениваем по температуре, зерновому составу и содержанию битума, пористости, набуханию, пределу прочности и водойстойкости. А вот для контрольных испытаний по ГОСТу нужно три пробы от каждой партии непосредственно из кузовов автомобилей. И самая важная часть – проверка степени уплотнения покрытия.
– Почему, на Ваш взгляд, на липецких дорогах так часто возникают ямы и трещины?
– Первый фактор – природный. У нас долгие холодные зимы, происходит много циклов замораживания-оттаивания. Вода попадает в трещины и замерзает на дороге, а затем асфальт «лопается» изнутри из-за потепления. Второе обстоятельство – тяжелая техника, которая работает, к примеру, на стройобъектах, и шипованные шины, сдирающие любую поверхность. Третий фактор – технологический. Некоторые дорожные предприятия экономят на исходных материалах, состав получается неустойчивым, и полотно быстро разрушается.
– Сколько времени требуется на строительство дороги? А на ремонт?
– Вообще, время прокладки автодороги зависит от типа полотна, протяженности пути, возникающих сложностей, технологии строительства. Сроки ремонтных работ определяются категорией дороги и в среднем составляют от пяти до семи суток. Но главное в этой работе – не скорость, а качество.
– Это сезонная работа? Что делать, если дорога вышла из строя зимой?
– Есть два вида ремонта: текущий и локальный. Первый делают весной и летом с использованием асфальтобетонных или щебеночно-мастичных смесей. Второй используют зимой – устраняют частичные повреждения. По периметру дефекта вырезают ровный контур, дробят верхний слой асфальта, очищают поверхность и заливают смесь с большим количеством битума. Она доставляется в специальных котлах, в которых поддерживается температура +220° C и соблюдается режим перемешивания.
– Как обстоят дела на рынке труда в отрасли? Каких специалистов всегда хватает, а кто сейчас на вес золота?
– Кадров мало, особенно операторов АБЗ и дорожно-строительных машин, механизаторов, машинистов, инженеров-геодезистов. Спрос на рабочую силу в среднем по отрасли за последнее время вырос вдвое. Чуть попроще найти дорожных рабочих, мастеров, прорабов, работников лабораторий.
– Что, на Ваш взгляд, нужно делать для привлечения кадров?
– Начинать со школьной скамьи. В Липецкой области уже есть профильные классы, хотелось бы видеть такие и по «дорожному» направлению. Экскурсии, практика на предприятиях, целевое обучение – все это дает понимание работы дорожной отрасли. Пока, к сожалению, сохраняется негативное отношение молодежи к рабочим специальностям, как к непрестижным, неперспективным, «пыльным». Вот этот стереотип надо разрушать.
– Каковы плюсы преемственности поколений, когда опытные специалисты обучают молодых?
– Наставничество – один из самых эффективных инструментов адаптации сотрудников, вовлечения их в служебные процессы, передачи опыта. Хотя этот инструмент почти ничего не стоит работодателю, до сих пор не все его используют. Как максимум, занимаются адаптацией сотрудников в первые пару месяцев. А вот наши работники постоянно решают сложные задачи «под крылом» куратора, узнают производство изнутри, потом переходят на должности выше.
– На чем акцентировать внимание в образовательных программах для будущих дорожников?
– Качественная программа обычно включает темы применения актуальных технологий и материалов, учитывает отраслевую проблематику, предполагает реальную практику на объектах с использованием современного оборудования. Теория должна быть совмещена с работой, освоением типовых процессов.
– Есть ли в вашей компании семейные династии?
– Да, и это не единичный случай. Мы гордимся семьями, в которых дорожная отрасль оказалась по душе и родителям, и детям.
– Насколько важна социальная ответственность для дорожного предприятия? В чем она проявляется?
– Мы, дорожники, ответственны за качество дорог и безопасность жителей региона. Ведь дороги – это связующее звено между людьми, их домом, работой. Ехать по хорошей, ровной дороге – большое удовольствие и гарантия, что ни с вами, ни с машиной ничего не случится. Если говорить в более широком смысле – мы помогаем участникам СВО. Направили им более трех миллионов рублей. Покупаем и передаем подарки детям мобилизованных, медикаменты бойцам, обмундирование и технику для обустройства защитных сооружений. Начали сотрудничать с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» Липецкой области, закупили оборудование для их нужд, будем помогать и дальше.
– Какие у компании планы на будущее?
– Развиваться, совершенствовать технику, повышать квалификацию персонала. Сейчас самое главное – это ответственность за качество. Мы неизменно работаем на результат, не забывая и о том, что останется после нас. Поэтому продолжаем инвестировать в образование и заниматься благотворительностью.