– Владимир Николаевич, расскажите о сегодняшней роли городского совета депутатов в Липецке и его спикера.
– На сегодняшний день от этой структуры нужно отказаться, она уже не представляет интересы горожан и элит, которые там собираются. Поэтому горсовет есть и есть, а если его не будет, то никто и не заметит. Точно также никто не заметил, что сменился спикер в горсовете. Ушел достаточно молодой, перспективный Александр Афанасьев, который имел определенные амбиции. Он и, прежде всего, его отец – Михаил Афанасьев – проявили себя в бизнесе. А вот в горсовете этого не случилось. Поэтому никто и не заметил его ухода. Знаете, в том, что сменится спикер, я считаю, вообще новости нет. Плюс это произошло на фоне того, что в Липецке вообще жизнь замерла, здесь не веет никакой политикой сейчас. Поэтому для вас, как для журналистов, это инфоповод, а для населения это осталось незамеченным.
– То есть, на ваш взгляд, горсовет на сегодняшний день себя изжил? Тогда для чего депутаты устраивают комитеты, бурные обсуждения, принимают какие-то решения?
– Собственно говоря, никакую бурную деятельность они не демонстрируют. А вот какие-то всплески эмоций, связанные с распределением бюджета, – это есть. Ведь именно бюджет города утверждается городским советом. И в него входит большое количество бизнесменов, которые имеют свои коммерческие интересы. И вот этот всплеск эмоций бывает тогда, когда бюджет затрагивает их интересы. А в основном горсовет себя никак не проявляет. Поэтому сегодня горсовет – это структура, которая представляет интересы местных бизнесменов, а не горожан.
Сегодня администрация города более оперативно исполняет свою работу, которая связана с городом, а потому она и более четко видна горожанам. А вот депутаты занимаются нормотворчеством. А сейчас какое может быть нормотворчество, когда фактически перекос в сторону исполнительной власти уже произошел? Да никакое!
– А было ли что-то положительное за годы деятельности Александра Афанасьева и горсовета под его руководством? Что вам запомнилось?
– Да ничего нельзя отметить, потому что ни ярких скандалов не произошло, ни ярких дел не было. Конечно, господин Афанасьев в истории горсовета останется, а вот в памяти людей – навряд ли. Через несколько лет его уже никто и не вспомнит. Да и вообще, если спросить у людей, кто был председателем городского совета, вряд ли кто-то ответит. Валерия Синюца и Игоря Тинькова, может, назовут, их люди знали.
– Вы отметили, что Александр Афанасьев в качестве спикера остался незаметным. Почему?
– Он был не то что незаметен. Он был такой же, как и все. В целом роль горсовета снизилась, и, к сожалению, спикер не проявил себя, чтобы эту роль поднять. Возможно, у него не хватило политического веса или где-то пошел на компромисс ради достижения своих интересов, а может даже, недооценил или переоценил значимость роли спикера городского совета, посчитал, что это возможность для карьерного роста. А по факту это оказалось рутинной работой и, вероятно, не отражает те интересы, которые он преследовал. Ведь он сюда шел целенаправленно, он боролся за место. А потом, очевидно, интерес пропал.
– А чем, на ваш взгляд, спикер горсовета должен отличиться, чтобы не остаться незамеченным?
– Это достаточно ситуативный вопрос. Я думаю, например, созданием веских нормотворческих актов, противостоянием с администрацией ради интересов горожан. А Афанасьев этого не делал, всё было тихо и спокойно. А потому исполнительная власть в лице администрации проводила все свои интересы и на горсовет вообще никак не обращала внимание. Тут стоит вспомнить случай, когда в одном из парков города собирались установить памятник Тихону Задонскому. Городской совет вообще узнал об этом по факту. А решение по установке памятников, чтобы вы понимали, – это одна из функций городского совета. А их вообще проигнорировали. Конечно, в горсовете попытались возмутиться, но их тихонечко поставили на место. Вот всё в этом проявляется.
Но еще, конечно, всё зависит и от самой личности, как человек себя проявляет в той или иной ситуации. Но даже в этом случае с памятником Александр Афанасьев себя <...> не проявил. А потому он спокойно ушел с поста. Кстати, то, что он уходит с поста бесконфликтно, – это тоже большого стоит.
– Да, он ушел без скандала, но заявил об уходе в бизнес. Это как-то может сказаться на дальнейшей его работе в горсовете? Ведь он продолжит быть депутатом по избирательному округу № 31, будет возглавлять комиссию по правовым вопросам, местному самоуправлению и депутатской этике и останется руководителем депутатской группы «Единой России» в горсовете.
– Возможно, сейчас в его семейном бизнесе действительно ситуация сложная, ведь, насколько я знаю, его предприятие начало нести убытки. И его личное присутствие там действительно требуется, скорее всего. А должность председателя городского совета ему не давала возможности участвовать в бизнесе по закону. Поэтому это действительно объективная причина для ухода с публичной должности. Да, будет теперь депутатом. Сейчас он уже имеет некий вес, потому что был председателем горсовета, имеет нескандальную репутацию. А потому, может, и городу поможет после ухода, и своему бизнесу.
– А кто, на ваш взгляд, может занять место спикера?
– Я думаю, претендовать может любой. А вот поставят того, кто будет удобен для администрации. Ведь ставят на должность не человека, который проявил себя при лоббировании интересов горожан, а того, кто будет устраивать городскую администрацию, а может даже, и областную администрацию. Кто будет более спокойным и послушным, нежели Александр Афанасьев. Я уверен, что на его место придет еще более серый и незаметный человек.
Но Афанасьев ведь тоже избирался по такому же принципу – как человек, который устраивает всех. Ведь он пришел из бизнеса, а потому изначально и не предполагалось, что он будет проявлять себя как яркий политик.
– А что может существовать вместо горсовета и поможет ли это городу?
– Сейчас в целом в стране прослеживается политика принижения роли публичных институтов. Поэтому любой другой институт публичный будет иметь такую же роль и функцию, что и горсовет. В целом это зависит от политического настроя общества и среды. Вообще местное самоуправление претерпевает тяжелые времена. Этот период нужно просто пережить.