Исход и развал
Липецкий тракторный завод начал работать в 1944 г. Это было одно из градообразующих предприятий наряду с НЛМК. Его материальная база позволяла содержать ведомственные детские сады, загородные лагеря и базы отдыха, завод поддерживал образование, культуру и спорт.
«На ЛТЗ трудилось больше 20 тыс. человек, — вспоминает наладчик станков с ЧПУ с 17-летним ведомственным стажем, в том числе в цехах опытного производства, Евгений Курдюков. — У нас было самое современное по тем временам оборудование. Ежедневно с конвейера сходило по 180 тракторов, машины направляли не только по всему СССР, но и за границу».
Всего за 60 лет работы здесь выпустили больше 1,5 млн тракторов. А потом наступили 1990-е. Время развала производства. По воспоминаниям бывших работников, зарплату не выплачивали по несколько месяцев.
Завод пытались удержать на плаву. В 1995 г. он даже выигрывает конкурс на поставку тысяч тракторов в Пакистан. Но, по словам бывшего директора Евгения Чернышевича, чиновники, близкие к МИДу, потребовали по 1000 долларов за каждую поставленную в Азию машину.
«Это было неприемлемо, — вспоминает Евгений Чернышевич. — Мы отказались, а коррумпированные чиновники стали нам мстить, и предприятие лишилось выгодного контракта».
Осенью 2004 г. завод признали банкротом. С тех пор производственные площади сдают в аренду, на базе ЛТЗ работают несколько некрупных предприятий. А коренные жители Тракторного, проходя мимо полуразрушенных корпусов, испытывают боль и тоску.
Пришли на смену
О намерении возродить ЛТЗ власти заявили год назад. В планах — снова запустить производство тракторов.
«Будет непросто. За многие годы территория пришла в упадок, местами это просто руины», — объяснял губернатор Игорь Артамонов.
Видимо, дело сдвинулось с мёртвой точки. По данным РБК, белорусская группа «Амкодор» и российский «Трансмашхолдинг» сделали первые инвестиции в проект по созданию кластера машиностроения общей стоимостью 40 млрд руб. на полузаброшенной площадке ЛТЗ. Партнёры внесли уже 200 млн.
Аграриям всей страны в условиях жёстких санкций как воздух нужна надёжная отечественная сельхозтехника. А российского машиностроения для АПК почти нет. Так что текущая экономическая ситуация, с одной стороны, складывается в пользу Липецкого тракторного. С другой, для создания современных машин нужны передовые технологии. С этим сложнее.
«В новейшей российской истории примеров «восстановления» подобных промышленных территорий нет, — комментирует заместитель председателя комитета МТТП по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. — Можно назвать «Ростсельмаш», где порядка 70% комплектующих нашего производства. Но двигатели, коробки передач, электроника— зарубежные».
Уже сегодня надо думать не только о восстановлении цехов и установке оборудования, но и о том, откуда брать комплектующие. Без выстраивания импортозамещения по всей производственной цепочке не обойтись. А для этого нужны кадры — которые смогут рассчитать и реализовать амбициозный проект.
КОММЕНТАРИЙ
Экономист Олег Макаров:
- Первое, во что упрётся запуск нового завода, — нехватка высококвалифицированных кадров. Надо сотрудничать с вузами, растить специалистов. Ведь придётся постоянно совершенствовать как оборудование, так и производственные процессы, в современном мире по-другому никак. Что необходимо, чтобы производство было конкурентоспособным? Оно должно быть, во-первых, полного цикла, автоматизировано и роботизировано. Во-вторых, точно следовать потребностям АПК — производить то, что нужно аграриям.