Почему Липецку разрешили развивать то, что другим регионам делать запретили, какой проект дороже всего губернаторскому сердцу и вернется ли в Липецк китайский автопроизводитель «Лифан» в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал губернатор Липецкой области Олег Королев:
– Во многих регионах особые экономзоны закрыли или заморозили, как, например, в Орле и Воронеже. А Вы свою федеральную ОЭЗ, наоборот, расширили в два раза, открыв в этом году Елецкую площадку ОЭЗ «Липецк». Почему Вам это удалось?
– Наша экономзона входит в тройку самых эффективных ОЭЗ страны. За десять лет туда привлечено 50 компаний-резидентов из 15 стран мира. Это и Япония, и Италия, и Бельгия, и Германия, и Франция, и США, и Китай, и Израиль, и Швейцария, и Нидерланды, и Корея, и Украина с Польшей. Среди резидентов – известные во всем мире компании: АВВ, Viessmann и OBO Bettermann, Schlumberger, Honeywell и Ppg, Yokohama, Bekaert, Lifan... Всех не перечислишь. Объем заявленных ими инвестиций – свыше 150 млрд рублей. Из них 35,4 млрд уже освоено. 11 заводов находятся сегодня в стадии строительства, 15 – уже работает и уже произвели продукции на 46 млрд рублей. А объем налоговых и таможенных отчислений этих компаний составил 5,85 млрд рублей. И не случайно в 2015 году авторитетный журнал «fDi Magazine» признал ОЭЗ ППТ «Липецк» лучшей площадкой в Европе. А в этом году наша экономзона победила в двух номинациях рейтинга Global Free Zones Of The Year журнала «fDi Magazine». Поэтому, когда я обратился к президенту России и председателю правительства РФ за разрешением открыть в регионе еще одну площадку ОЭЗ «Липецк», они, как говорится, «без разговоров» дали «добро». На сегодняшний день мы уже создали под Ельцом инфраструктуру, необходимую для строительства первых заводов. В областном бюджете предусмотрено 1,5 млрд рублей до 2020 года на продолжение строительства сетей на этой площадке, и, я думаю, за пять лет мы застроим ее новыми заводами.
– Там уже начинают появляться первые резиденты?
– Да, мы рассмотрели заявки нескольких компаний, готовых построить свои предприятия, которые будут стоить примерно 7,5 млрд рублей. Это три иностранных компании, несколько украинских и семь российских.
– Первым резидентом Елецкой площадки стал агропромышленный холдинг «Эко-Культура», производитель овощей...
– Да, они планируют построить производственно-складской комплекс. Будут перерабатывать там овощи.
– Как Вы отбираете инвесторов, по каким критериям?
– У них должны быть проекты, которые отличаются инновационностью, наукоемкостью и высокой технологичностью.
– Выращивание овощей как-то не ассоциируется с этими критериями...
– Почему? Я вам про производство овощей в нашей области скажу следующее. На всем земном шаре под производство овощей по технологии пятого поколения занято только 500 гектаров. Из этих 500 гектаров 11% находятся в России и все – в Липецкой области. Нас интересуют не столько сами овощи, сколько технологии, по которым их выращивают. А «Эко-Культура» уже планирует не только выращивать огурцы или помидоры, но перерабатывать их в новые виды продуктов: в концентраты, пасты, соки и т. д.
– К вам в ОЭЗ заходит компания «Инфорум» с проектом производства шоколадных масс и глазурей. Зачем вам шоколад?
– Нам уже недостаточно быть просто сахарными королями. Ведь мы в этом году собрали 5 млн тонн сахарной свеклы и из нее получим 980 тыс. тонн сахара...
– Сахарным королем вроде бы Воронежская область была. Она в этом году накопала 6 млн тонн свеклы...
– Ну, это как считать. Пересчитайте население нашей и Воронежской области на один гектар пашни – и вам станет ясно, кто из нас лидер. Так вот, мы у себя в области производим до 400 тыс. тонн конфет в год. «Инфорум» будет перерабатывать 500 тонн сахара в сутки и обеспечит шоколадом наши кондитерские производства.
– То есть, вы технологическую цепочку выстраиваете?
– Чтобы конфету произвести, нужен шоколад. И у нас теперь будет из чего производить шоколадную массу и куда ее сбывать.
– Там еще в качестве будущего резидента фигурирует «Липецкая кофейная компания». Получается, первые резиденты новой площадки ОЭЗ «Липецк» – продуктовики. Вы на них будете делать акцент на Елецкой площадке?
– Нет. Продуктовики первыми оформили заявку, а первыми, с кем мы вели переговоры, были машиностроители. С кем именно мы провели переговоры – говорить пока нельзя, это коммерческая тайна. Среди будущих резидентов Елецкой площадки есть американские, итальянские и украинские машиностроители. На территории новой площадки преимущественно будут размещены предприятия машино-, станко-, сельхоз- и автостроения, там будут производить автокомпоненты и комплектующие, робототехнику, медицинское, электро- и энергооборудование. По нашим прогнозам, на новую площадку к 2025 году придет порядка 176 млрд рублей инвестиций, а совокупный объем отчислений в бюджеты должен достичь 10 млрд рублей. 6,5 млрд – в федеральный бюджет и 3,5 млрд – в областной и местный бюджеты.
– Липецкие коммунисты часто критикуют власть за то, что она предоставляет льготы резидентам экономических зон...
– А какое у них есть моральное право критиковать? Они были у власти 70 лет и не смогли ни одеть, ни обуть народ. Мы в последние годы СССР зубную пасту и стиральный порошок по блату доставали. А теперь они преподносят дело так, будто я тут сижу и думаю, какой бы еще американский заводик разместить в Липецкой области? А для меня особые экономические зоны нужны для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами, чтобы они жили в достатке. Вот та же Елецкая площадка даст нам дополнительно 10 тыс. рабочих мест. Это разве плохо? А что касается бюджетных средств, которые мы вкладываем в развитие зон, то они уже сегодня вернулись в бюджет. В ОЭЗ «Липецк» государство вложило около 7 млрд рублей, и в виде налогов с заработной платы и других отчислений мы получили от предприятий экономзоны те же 7 млрд.
– Можете назвать топ трех достижений этого года и топ трех проблем, с которыми пока не справились?
– Главное – это то, что Липецкая область доказала в 2016 году свою экономическую и социальную устойчивость в непростых условиях западных санкций. В отличие от многих других регионов мы не упали по строительству, по инвестициям, по объемам производства. Мы наоборот росли. Недостаток есть один и очень серьезный – человек медленно втягивается в новую жизнь. Но это и понятно. Надо минимум два поколения, чтобы от социалистических представлений о жизни перейти к рыночным, чтобы осознать, что не секретарь райкома или директор завода отвечает за тебя, а ты, как отец, отвечаешь за своих детей, и как сын, отвечаешь за своих родителей.
– Я думаю, это касается не только частного человека. Я бываю на конференциях по малому бизнесу и там бизнесмены тоже говорят: «Дайте! Государство нам должно!». Кто из тех, кто реализует свои проекты в регионе, подвел вас в этом году?
– Никто.
– Так не бывает!
– Может быть где-то не бывает, а у нас бывает.
– Китайский автогигант «Лифан» обещал начать строительство своего завода в ОЭЗ «Липецк» в апреле этого года, но не начал...
– Да, «Лифан» перенес строительство завода на 2017 год. Но разве он нас подвел? Вы же знаете, что в России четыре года подряд падало производство и продажи легковых автомобилей. И «Лифан» правильно сделал, что перенес строительство завода. Надо было посмотреть, как рынок себя поведет, а потом выходить или не выходить на площадку. По прогнозам, например, PricewaterhouseCoopers, со следующего года на российском авторынке производство и продажи легковых автомобилей вырастут на 15 и 17%, а к 2021 г. – на 30 и 35% соответственно. Нет, нас никто в этом году не подвел. Другое дело, что всегда сталкиваешься с непредвиденными трудностями, которые приходится преодолевать. Но они только помогают развитию. Плохо, это когда все хорошо.
– То есть, когда все хорошо, это, по-вашему, плохо?
– Для развития, да – плохо. Вспомните историю и увидите, что не только Россия, но и все другие страны развивались только во времена кризисов, а в спокойные периоды они потихоньку загнивали. Всё как у отдельно взятого человека: семья хорошая, зарплата хорошая – смотришь, он живот отрастил, водку пьет, по бабам блудит, детей забыл. Потом заболел, перенес тяжелую операцию, выкарабкался и домой вернулся – детей вспомнил, пить бросил, зарядку стал делать.
– В храм ходить...
– Да, Бога вспомнил.
– Какие перспективы у автозавода «Ирито»?
– Они планируют до конца года собрать более 1 тыс. автомобилей компании Changan Automobil, а в 2017-м собираются наращивать производство.
– То есть, у них нет проблем с реализацией?
– Нет. Это не просто автозавод, это завод универсальный. Они приспособятся под все, что угодно. Легковые автомобили не пойдут, будут выпускать грузовые.
– Скажите, какой проект является для вас самым дорогим?
– Это кооперация, потому что она позволяет решить сразу очень много задач, а главное – повысить достаток человека. Люди идут на это с трудом. За 70 лет они отвыкли от самостоятельности. Но идут, и у нас есть много положительных примеров. Сегодня в области 853 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Они объединяют 46 тыс. личных подсобных хозяйств(ЛПХ). Это четверть от их общего числа и в два раза больше, чем в прошлом году. В снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации участвуют 13,8 тыс. ЛПХ, в кредитной – 32,3 тыс. По нашим прогнозам, к 2020 году количество граждан, вовлеченных в кооперацию, должно достичь 75 тыс. человек. Это в два с лишним раза больше, чем в прошлом году. А если говорить об объемах продукции, которую кооперативы будут производить к 2020 году то они составят не менее 4 млрд рублей. Это в несколько раз больше, чем было произведено в прошлом году. Сегодня кооперация нуждается в государственной поддержке, и нам приятно, что наш опыт оценили на самом верху и президент в своем Послании его поддержал.
– Я слышал, что ваши кооперативы нагрузили непомерной финансовой отчетностью, а кредитные приравняли чуть ли не к банковской сфере...
- Этот вопрос уже решен. Президент определенно и ясно сказал в Послании, что теперь – я своими словами передаю – на базе кредитных кооперативов будут создаваться региональные банки с меньшим контролем со стороны Центробанка, чем было до сих пор.
– А с банками как? Активно работаете? Они ужесточили кредитование и отношение к заемщикам. А ведь многие производства на заемные средства строятся...
– Да, сейчас во всем мире банковская система буквально села всем на голову. Они должны быть под экономикой, они должны быть инструментом, а ведут себя так, словно они – мозговой центр. Правда, у нас в Липецкой области особых проблем нет. Банки неплохо кредитуют промышленность и сельское хозяйство. А в нескольких районах – например, в Чаплыгинском – весь малый и средний бизнес кредитуют кредитные кооперативы.
Дмитрий ОРИЩЕНКО