Взгляд

Глава администрации Липецкой области

Губернатор Липецкой области Олег Королев: «По моему мнению, ОЭЗ нужны для того, чтобы люди жили в достатке»

В декабре под Ельцом липецкие власти открыли вторую площадку ОЭЗ «Липецк». Это стало самым значимым событием уходящего года для губернатора Липецкой области Олега Королева. Расширение экономзоны показало, что он имеет кредит доверия в Кремле и что дела в экономике региона идут не так плохо, как следовало бы ожидать в период кризиса.

Почему Липецку разрешили развивать то, что другим регионам делать запретили, какой проект дороже всего губернаторскому сердцу и вернется ли в Липецк китайский автопроизводитель «Лифан» в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал губернатор Липецкой области Олег Королев:

– Во многих регионах особые экономзоны закрыли или заморозили, как, например, в Орле и Воронеже. А Вы свою федеральную ОЭЗ, наоборот, расширили в два раза, открыв в этом году Елецкую площадку ОЭЗ «Липецк». Почему Вам это удалось?

– Наша экономзона входит в тройку самых эффективных ОЭЗ страны. За десять лет туда привлечено 50 компаний-резидентов из 15 стран мира. Это и Япония, и Италия, и Бельгия, и Германия, и Франция, и США, и Китай, и Израиль, и Швейцария, и Нидерланды, и Корея, и Украина с Польшей. Среди резидентов – известные во всем мире компании: АВВ, Viessmann и OBO Bettermann, Schlumberger, Honeywell и Ppg, Yokohama, Bekaert, Lifan... Всех не перечислишь. Объем заявленных ими инвестиций – свыше 150 млрд рублей. Из них 35,4 млрд уже освоено. 11 заводов находятся сегодня в стадии строительства, 15 – уже работает и уже произвели продукции на 46 млрд рублей. А объем налоговых и таможенных отчислений этих компаний составил 5,85 млрд рублей. И не случайно в 2015 году авторитетный журнал «fDi Magazine» признал ОЭЗ ППТ «Липецк» лучшей площадкой в Европе. А в этом году наша экономзона победила в двух номинациях рейтинга Global Free Zones Of The Year журнала «fDi Magazine». Поэтому, когда я обратился к президенту России и председателю правительства РФ за разрешением открыть в регионе еще одну площадку ОЭЗ «Липецк», они, как говорится, «без разговоров» дали «добро». На сегодняшний день мы уже создали под Ельцом инфраструктуру, необходимую для строительства первых заводов. В областном бюджете предусмотрено 1,5 млрд рублей до 2020 года на продолжение строительства сетей на этой площадке, и, я думаю, за пять лет мы застроим ее новыми заводами.

– Там уже начинают появляться первые резиденты?

– Да, мы рассмотрели заявки нескольких компаний, готовых построить свои предприятия, которые будут стоить примерно 7,5 млрд рублей. Это три иностранных компании, несколько украинских и семь российских.

– Первым резидентом Елецкой площадки стал агропромышленный холдинг «Эко-Культура», производитель овощей...

– Да, они планируют построить производственно-складской комплекс. Будут перерабатывать там овощи.

– Как Вы отбираете инвесторов, по каким критериям?

– У них должны быть проекты, которые отличаются инновационностью, наукоемкостью и высокой технологичностью.

– Выращивание овощей как-то не ассоциируется с этими критериями...

– Почему? Я вам про производство овощей в нашей области скажу следующее. На всем земном шаре под производство овощей по технологии пятого поколения занято только 500 гектаров. Из этих 500 гектаров 11% находятся в России и все – в Липецкой области. Нас интересуют не столько сами овощи, сколько технологии, по которым их выращивают. А «Эко-Культура» уже планирует не только выращивать огурцы или помидоры, но перерабатывать их в новые виды продуктов: в концентраты, пасты, соки и т. д.

– К вам в ОЭЗ заходит компания «Инфорум» с проектом производства шоколадных масс и глазурей. Зачем вам шоколад?

– Нам уже недостаточно быть просто сахарными королями. Ведь мы в этом году собрали 5 млн тонн сахарной свеклы и из нее получим 980 тыс. тонн сахара...

– Сахарным королем вроде бы Воронежская область была. Она в этом году накопала 6 млн тонн свеклы...

– Ну, это как считать. Пересчитайте население нашей и Воронежской области на один гектар пашни – и вам станет ясно, кто из нас лидер. Так вот, мы у себя в области производим до 400 тыс. тонн конфет в год. «Инфорум» будет перерабатывать 500 тонн сахара в сутки и обеспечит шоколадом наши кондитерские производства.

– То есть, вы технологическую цепочку выстраиваете?

– Чтобы конфету произвести, нужен шоколад. И у нас теперь будет из чего производить шоколадную массу и куда ее сбывать.

– Там еще в качестве будущего резидента фигурирует «Липецкая кофейная компания». Получается, первые резиденты новой площадки ОЭЗ «Липецк» – продуктовики. Вы на них будете делать акцент на Елецкой площадке?

– Нет. Продуктовики первыми оформили заявку, а первыми, с кем мы вели переговоры, были машиностроители. С кем именно мы провели переговоры – говорить пока нельзя, это коммерческая тайна. Среди будущих резидентов Елецкой площадки есть американские, итальянские и украинские машиностроители. На территории новой площадки преимущественно будут размещены предприятия машино-, станко-, сельхоз- и автостроения, там будут производить автокомпоненты и комплектующие, робототехнику, медицинское, электро- и энергооборудование. По нашим прогнозам, на новую площадку к 2025 году придет порядка 176 млрд рублей инвестиций, а совокупный объем отчислений в бюджеты должен достичь 10 млрд рублей. 6,5 млрд – в федеральный бюджет и 3,5 млрд – в областной и местный бюджеты.

– Липецкие коммунисты часто критикуют власть за то, что она предоставляет льготы резидентам экономических зон...

– А какое у них есть моральное право критиковать? Они были у власти 70 лет и не смогли ни одеть, ни обуть народ. Мы в последние годы СССР зубную пасту и стиральный порошок по блату доставали. А теперь они преподносят дело так, будто я тут сижу и думаю, какой бы еще американский заводик разместить в Липецкой области? А для меня особые экономические зоны нужны для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами, чтобы они жили в достатке. Вот та же Елецкая площадка даст нам дополнительно 10 тыс. рабочих мест. Это разве плохо? А что касается бюджетных средств, которые мы вкладываем в развитие зон, то они уже сегодня вернулись в бюджет. В ОЭЗ «Липецк» государство вложило около 7 млрд рублей, и в виде налогов с заработной платы и других отчислений мы получили от предприятий экономзоны те же 7 млрд.

– Можете назвать топ трех достижений этого года и топ трех проблем, с которыми пока не справились?

– Главное – это то, что Липецкая область доказала в 2016 году свою экономическую и социальную устойчивость в непростых условиях западных санкций. В отличие от многих других регионов мы не упали по строительству, по инвестициям, по объемам производства. Мы наоборот росли. Недостаток есть один и очень серьезный – человек медленно втягивается в новую жизнь. Но это и понятно. Надо минимум два поколения, чтобы от социалистических представлений о жизни перейти к рыночным, чтобы осознать, что не секретарь райкома или директор завода отвечает за тебя, а ты, как отец, отвечаешь за своих детей, и как сын, отвечаешь за своих родителей.

– Я думаю, это касается не только частного человека. Я бываю на конференциях по малому бизнесу и там бизнесмены тоже говорят: «Дайте! Государство нам должно!». Кто из тех, кто реализует свои проекты в регионе, подвел вас в этом году?

– Никто.

– Так не бывает!

– Может быть где-то не бывает, а у нас бывает.

– Китайский автогигант «Лифан» обещал начать строительство своего завода в ОЭЗ «Липецк» в апреле этого года, но не начал...

– Да, «Лифан» перенес строительство завода на 2017 год. Но разве он нас подвел? Вы же знаете, что в России четыре года подряд падало производство и продажи легковых автомобилей. И «Лифан» правильно сделал, что перенес строительство завода. Надо было посмотреть, как рынок себя поведет, а потом выходить или не выходить на площадку. По прогнозам, например, PricewaterhouseCoopers, со следующего года на российском авторынке производство и продажи легковых автомобилей вырастут на 15 и 17%, а к 2021 г. – на 30 и 35% соответственно. Нет, нас никто в этом году не подвел. Другое дело, что всегда сталкиваешься с непредвиденными трудностями, которые приходится преодолевать. Но они только помогают развитию. Плохо, это когда все хорошо.

– То есть, когда все хорошо, это, по-вашему, плохо?

– Для развития, да – плохо. Вспомните историю и увидите, что не только Россия, но и все другие страны развивались только во времена кризисов, а в спокойные периоды они потихоньку загнивали. Всё как у отдельно взятого человека: семья хорошая, зарплата хорошая – смотришь, он живот отрастил, водку пьет, по бабам блудит, детей забыл. Потом заболел, перенес тяжелую операцию, выкарабкался и домой вернулся – детей вспомнил, пить бросил, зарядку стал делать.

– В храм ходить...

– Да, Бога вспомнил.

– Какие перспективы у автозавода «Ирито»?

– Они планируют до конца года собрать более 1 тыс. автомобилей компании Changan Automobil, а в 2017-м собираются наращивать производство.

– То есть, у них нет проблем с реализацией?

– Нет. Это не просто автозавод, это завод универсальный. Они приспособятся под все, что угодно. Легковые автомобили не пойдут, будут выпускать грузовые.

– Скажите, какой проект является для вас самым дорогим?

– Это кооперация, потому что она позволяет решить сразу очень много задач, а главное – повысить достаток человека. Люди идут на это с трудом. За 70 лет они отвыкли от самостоятельности. Но идут, и у нас есть много положительных примеров. Сегодня в области 853 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Они объединяют 46 тыс. личных подсобных хозяйств(ЛПХ). Это четверть от их общего числа и в два раза больше, чем в прошлом году. В снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации участвуют 13,8 тыс. ЛПХ, в кредитной – 32,3 тыс. По нашим прогнозам, к 2020 году количество граждан, вовлеченных в кооперацию, должно достичь 75 тыс. человек. Это в два с лишним раза больше, чем в прошлом году. А если говорить об объемах продукции, которую кооперативы будут производить к 2020 году то они составят не менее 4 млрд рублей. Это в несколько раз больше, чем было произведено в прошлом году. Сегодня кооперация нуждается в государственной поддержке, и нам приятно, что наш опыт оценили на самом верху и президент в своем Послании его поддержал.

– Я слышал, что ваши кооперативы нагрузили непомерной финансовой отчетностью, а кредитные приравняли чуть ли не к банковской сфере...

- Этот вопрос уже решен. Президент определенно и ясно сказал в Послании, что теперь – я своими словами передаю – на базе кредитных кооперативов будут создаваться региональные банки с меньшим контролем со стороны Центробанка, чем было до сих пор.

– А с банками как? Активно работаете? Они ужесточили кредитование и отношение к заемщикам. А ведь многие производства на заемные средства строятся...

– Да, сейчас во всем мире банковская система буквально села всем на голову. Они должны быть под экономикой, они должны быть инструментом, а ведут себя так, словно они – мозговой центр. Правда, у нас в Липецкой области особых проблем нет. Банки неплохо кредитуют промышленность и сельское хозяйство. А в нескольких районах – например, в Чаплыгинском – весь малый и средний бизнес кредитуют кредитные кооперативы.

Дмитрий ОРИЩЕНКО

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
15:39 22.12.2016