– Игорь Владимирович, как бы вы оценили потенциал озвученной стратегии Игорем Артамоновым?
– Я более реалистичный человек, чем Игорь Георгиевич. Поэтому базируюсь именно на тех вещах и постулатах, которые сегодня действительно имеют хорошую почву в липецком регионе. Это сельское хозяйство, это металлургический кластер, который сегодня нуждается в поддержке. Ведь сами понимаете, что сейчас достаточно сложная экономическая ситуация. Но изменение статуса региона с промышленно-аграрного субъекта на промышленно-технологический с инновационным АПК... Знаете, можно налепить вокруг себя всё что угодно. Но важно то, как это будет реализовано. Я считаю, что правильный посыл из заявления губернатора – это то, что необходимо развивать Липецкий тракторный завод. Эта территория должна развиваться именно посредством федеральной помощи, и именно здесь должна реализовываться промышленная ипотека. Вот это правильно.
Какие-то эфемерные замки я бы сейчас не строил. Необходимо укреплять то, что у нас уже есть, обратить внимание на те отрасли, которые в большей степени нуждаются в дофинансировании, поддержке, и делать на них ставки. Нужно просить максимальную поддержку у федерального центра. Понятно, что хочется, чтобы Липецкая земля была полностью самодостаточной, но, к сожалению, на сегодняшний день это невозможно. Конечно, хочется иметь что-то в проектах, но сначала нужно встать на нашу «грешную землю» и укрепиться на ней.
– То есть, на ваш взгляд, Игорь Георгиевич обозначил слишком радужную стратегию?
– Я очень хорошо принимаю оптимистически настроенных политиков. Однако на сегодняшний день стоит другая максимально простая задача – удержать существующие позиции и максимально их поддержать. А дальше будем строить планы на краткосрочный период. На дальнесрочный я бы не стал распыляться.
– Также губернатор уделил много внимания теме улучшения качества жизни в регионе: увеличению продолжительности жизни, сокращению бедности и др. Как вы оцениваете возможность реализации этих задач?
– Ирина, а был ли хоть один человек, который мог бы сказать, что его качество жизни нужно не улучшать, а ухудшать? Конечно, нет. Механизм улучшения в регионе – это тогда, когда ты поддержал предприятия в регионе, увеличил объем производства и за счет этого увеличил зарплату, соцпакет и так далее. Начать это делать можно с бюджетной сферы, потому что бизнес сам борется, чтобы удержать свои трудовые ресурсы. А бюджетная сфера у нас находится на низшей ступеньке нашей пищевой цепочки. Надо начинать с себя, нужно посмотреть на зарплаты преподавателей дошкольных учреждений, учителей в целом, педагогов высшей школы и так далее.
– В продолжение темы не могу не вспомнить о том, что в этом году Липецкая область потеряла статус полумиллионника, а Елец – стотысячника. Губернатор много говорит про улучшение жизни липчан, но количество людей в регионе по разным причинам всё равно стремительно сокращается...
– А давайте предположим, почему это произошло. Разумеется, потому что есть куда более привлекательные регионы, куда происходит отток. Привлекательность региона начинается с чего? С возможности приобретения жилья, предоставления жилья особым категориям и с средней заработной платы по региону. Сейчас много говорится о том, что люди из больших регионов готовы переехать в регионы поменьше, чтобы улучшить свое материальное положение. То есть такие области могут обеспечить людей всем необходимым, так как им требуются определенные человеческие ресурсы. Могу вас уверить, что около 70% людей, которым будут предлагать в таких регионах льготное жилье, хорошую зарплату, сделают выбор не в пользу территории, а в пользу предложенных им условий.
– Липецкая область активно старается стать EGS-регионом. Эту идею Игорь Артамонов не раз обозначал. Как думаете, это возможно с учетом существования в регионе НЛМК?
– Игорь Георгиевич путает Лазурный Берег с Мюнхеном. Знаете, Джо Байден путает, где он находится на сцене, а губернатор путается, в каком месте он находится на Земле. Когда он приехал и начал избираться, он начал говорить только об одном, что он поможет комбинату получить дополнительные субсидии на экологическую составляющую. Ровно с 2018 года он об этом говорит, только вот ни одного шага он для этого не сделал. Для того чтобы улучшить экологическую составляющую, нам нужно вложить достаточно большие средства в очистные сооружения комбината. Они это, конечно, делают, но этого недостаточно для создания экологически привлекательного региона.
– Как вы можете оценить состояние региона в условиях кризиса?
– Что говорить, у нас бюджет сократился. Сегодня нам гордиться точно нечем. А вот что-то с этим делать точно нужно. Говорить о том, что в стране в целом экономическая ситуация очень сложная, конечно, можно. Но никто не снимает ответственности и с региональной власти, чтобы в отдельно взятом регионе хотя бы не было ухудшений. Нужно стараться держать всё на дофевральском уровне. Сегодня нет смысла говорить, мол, мы сейчас как попрем! Это объективно невозможно. Нужно привыкать к новым условиям. Это наша цель и обязанность.
Сейчас освобождаются рынки сбыта. В Липецке раньше было неплохое машино- и станкостроение. Давайте в этом инвестиционном направлении двигаться. Мы все прекрасно понимаем, что мы очень сильно зависим от импортных комплектующих. Вторичный экспорт нам, конечно, помогает, но, если его перекроют... мы начнем ломаться. Мы должны опередить эту ситуацию.
В Воронеже [в советское время] была хорошо развита электронная промышленность. На это тоже нужно обращать внимание. Взаимодействовать с регионами, получать синергию.
– Почему нужна всем синергия между соседними регионами, понятно. Но почему же нельзя было эту взаимопомощь наладить гораздо раньше? Почему регионы не пользовались тем, что они могут дать друг другу?
– Менталитет не позволял. Мы всё время были больше на княжества похожи, субъекты между собой соревновались, пытались что-то друг другу доказать. А сейчас настал тот самый момент, когда они должны стать интегрированы друг в друга. Ведь мы между собой точно не поссоримся, мы одно государство. Эта интеграция должна стать гораздо шире. Чтоб вы понимали, наш меткомбинат не продавал металл в соседний регион по непонятной всем причине. Или, наоборот, например, Воронеж что-то не продавал Липецку. Это надо менять.