Взгляд

Генеральный директор компании «Тербунский гончар»

«К нашему кирпичу у покупателей претензий нет!»

Девять лет назад на территории ОЭЗ «Тербуны» появилось первое крупное предприятие «Тербунский гончар». О том, как прошел для кирпичного завода 2015 год, о влиянии кризиса на производство, и о новых продуктах предприятия рассказал ИА «Липецкие новости» генеральный директор Вячеслав Кривошеев.

- Год для всех был тяжелый. Как вы оцениваете экономическое развитие вашего предприятия в 2015-м? 

- Да, год действительно был тяжелый. Тем не менее, развитие предприятия было положительным. Проектная производительность нашего завода составляет 40 млн штук кирпича в год. А завод по итогам 10 месяцев уже произвел 39 млн штук кирпича, и мы планируем к концу года произвести около 47 млн.  

- Кто работает на российском рынке производства кирпича и как на этом рынке выглядит «Тербунский гончар»?   

- Российский рынок керамического кирпича достаточно велик. За последние 20 лет только в центральных и южных регионах России построено очень много кирпичных заводов. По несколько заводов открывается чуть ли не каждый год. Мы в этой массе предприятий занимаем не очень большой объем. Есть заводы более мощные, более производительные. В Москве, например, есть такие гиганты, как Галицинский кирпичный завод, который производит 100 с лишним млн кирпича в год или Верхневолжский кирпичный завод в Ржеве. Его максимальная производительность 160 млн. штук кирпичей в год. А мы производим всего 40-47 млн. Тем не менее, конкурируем с этими крупнейшими предприятиями России и по цене, и по качеству. Наш кирпич знают практически во всех регионах России.

- Какой кирпич вы выпускаете?

- У нас завод лицевого кирпича. То есть, мы выпускаем кирпич для облицовки стен. Хотя его можно использовать, как при облицовке, так и для любой другой кладки. А ассортимент делится на различные цветовые гаммы. Есть светлый кирпич, красный, коричневый. И мы производим то, что на сегодняшний день требует рынок.

- И какой кирпич рынок сегодня требует?

- Это так называемый светлый кирпич. Мода на него началась где-то в 2000 году. Раньше кирпич везде был красный. Впервые светлый кирпич выпустил Галицинский завод. Такой желто-соломенного цвета. Рассказывают, что этот кирпич понравился господину Лужкову. И он будто бы сказал: «Мы будем строить Москву из светлого кирпича». После этого все заводы начали переходить на его производство. Все хотели поставлять свой кирпич на московский рынок. Такой же светлый кирпич сейчас делает и «Тербунский гончар». Этот продукт и по сегодняшний день по-прежнему остается в лидерах продаж. Процентов 80 кирпича, который сегодня производится и продается, это именно светлый кирпич.

- Ваш кирпич на одно лицо с кирпичом других заводов или чем-то отличается?

- Отличается. Другие заводы делают кирпич светло-соломенного цвета. У нас он имеет желтоватый оттенок. И его называют золотистым. Такой цвет мы получаем благодаря нашим липецким глинам.

- Вы используете местные глины? 

- Да. Вообще, значительная масса сырья для производства кирпича заводами России доставляется в основном издалека. По добыче и, соответственно, реализации светлых глин, которые дают светлый черепок, лидирует Донецкая область. Мы же на своем предприятии используем глины липецких месторождений. Поэтому и цена кирпича у нас ниже. Все же возить сырье с Украины, это и далеко, и дорого. 

- Бывает кирпич, на котором выступает соль. Ваш кирпич не страдает этим недостатком? 

- У нас это было, когда мы выпускали красный кирпич. Белая соль выступает на красном кирпиче. На светлом выступают зеленые соли. Это зависит от химического состава глины, из которой делается кирпич. В глинах, которые дают светлый черепок, есть свои соли. Они в процессе обжига не выгорают, и, когда кирпич впитывает влагу, выделяются из черепка наружу. Но наш кирпич в последнее время этим недостатком не страдает. Во-первых, мы у себя на заводе поэкспериментировали и нашли компоненты, которые вводятся в сырье и ускоряют выгорание этой соли в процессе обжига. Во-вторых, эти соли не выгорают при низких температурах в печи. Наш же завод имеет высокотемпературные печи, чего нет на других предприятиях. Основной стандарт всех кирпичных заводов, которые строились в 90-х годах прошлого века, и даже в 2000 годах – это обжиг кирпича при температуре 1000 градусов. Наши печи позволяют обжигать кирпич при температуре до 1200 градусов. Таких заводов в России очень мало. 

- Недавно вы запустили производство клинкерного кирпича. Чем он отличается от керамического?

- У него ниже водопоглощение и он прочнее обычного кирпича. Согласно ГОСТ 530-2012, кирпич должен иметь водопоглощение от 6% и выше. Клинкерный кирпич имеет водопоглощение не более 6%. Механическая прочность кирпича классифицируется маркой. Минимальная марка обычного кирпича 100. У клинкера минимальная марка по прочности 300. То есть клинкер, – это своего рода искусственный камень.

- И на какие регионы он рассчитан? 

- Изначально этот продукт пришел к нам из Германии и был предназначен для северных или, скажем, северо-западных регионов. В перспективе же это просто высококачественный продукт, который можно использовать в любом климате для облицовки домов.

- А стоит он дороже обычного кирпича?

- Да, по цене он чуть дороже обычного кирпича. Но не дороже, чем, допустим, клинкер из западных стран. 

- Сказался ли кризис на работе вашего предприятия? 

- Естественно, кризис сказался. Строительная отрасль по всей России на сегодняшний день работает, скажем так, не очень хорошо. Некоторые стройки останавливают. Некоторые планируют, но строительство не начинают. Дома, которые построили, плохо продаются. Соответственно, спрос на кирпич падает. И, чтобы продать свой продукт, мы ищем новые рынки сбыта. Если в каком-то регионе стройка остановилась – уходим в другой регион. Естественно, цены на продукцию держим невысокие, потому что и другие предприятия пытаются как-то выжить и тоже ищут, где и кому продать свой кирпич. С другой стороны,  повысились цены, например, на запчасти. У нас стоит оборудование немецкой компании Keller Hcw Gmbh. На сегодняшний день, это один из ведущих производителей оборудования для отрасли производства грубой керамики. Так вот, запчасти на это оборудование подорожали в два раза. Если, например, подшипник импортного производства с увеличенным тепловым зазором раньше стоил 150- 200 тыс. рублей, то сегодня он стоит 400 тыс. Поэтому мы усилили контроль за обслуживанием оборудования, чтобы оно как можно реже выходило из строя.

- Это отражается на отпускных ценах?

- Нет, на цене кирпича это не сказывается. Сказывается на прибыли предприятия.  

- В ближайшее время у вас появится новый ассортимент кирпича?

- Да, мы планируем расширять линейку клинкерного кирпича по цветовой гамме и по качественным характеристикам. Если говорить про обычный кирпич, то сейчас мы готовим производство темно-красного кирпича. Сейчас темно-красный кирпич – ближе к темно-бардовому, пользуется спросом на рынке. И мы такой кирпич практически уже разработали. Произвели опытную партию. Показали нашим продавцам. Они одобрили. Сказали, что на него будет спрос. Кроме того,  работаем над различными фактурными поверхностями. Это будет не просто кирпич с гладкой лицевой стороной. Он будет под дерево или под бархат. Такой продукт тоже пользуется хорошим спросом. Дом, облицованный таким кирпичом, выглядит очень богато и, скажем так, оригинально. 

- Какие крупные объекты в регионе и в России построены из вашего кирпича?

- В Липецке из нашего кирпича строится микрорайон Елецкий. Не весь, конечно, но его основная масса. В Воронеже на Московском проспекте возводятся многоэтажки из тербунского кирпича. В Москве из нашего продукта строится целый микрорайон. И в Санкт-Петербурге микрорайон «Северная долина» строится из нашего кирпича. В Ростовской области и Краснодарском крае, где развито малоэтажное строительство – там из тербунского кирпича строят коттеджи. Практически по всей России наш кирпич ценится. У него четкие, ровные формы и линии, нет и претензий к нему и по размерам. Поэтому он пользуется спросом у строителей.

Виктор УНРАУ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
14:58 11.12.2015