- Что удалось сделать за девять лет вашей работы руководителем Липецкого аэропорта?
- Я приехал в Липецк в 2006 году по приглашению липецкого губернатора Олега Королева. Аэропорт в тот момент находился в плачевном состоянии. У сотрудников не было даже рабочей формы. Мой сын, когда все это увидел, сказал: «Пап, уходи». Но я решил для себя, что займусь восстановлением аэропорта в Липецке и доведу дело до конца. На самом деле за это время проделана громадная работа не только моя, но целой команды. Количество сотрудников в аэропорту увеличилось более чем в два раза. Сейчас круглосуточную деятельность аэропорта обеспечивают 352 работника.
- Когда аэропорт Липецка перешел на круглосуточную работу?
- С 2009 года. Вообще, Липецкий аэропорт – первый в стране, который восстанавливается за счет регионального бюджета. Так как Липецкий аэропорт является областным государственным казенным предприятием, то все вопросы решаются с руководством Липецкой области. Губернатор Олег Королев понимает всю важность аэропорта в регионе и всячески поддерживает его развитие.
За девять лет своей работы на развитие аэропорта Липецкая область выделила больше 1 млрд рублей. Средства шли на реконструкцию здания аэропорта, на приведение в порядок всех зон, на закупку современного досмотрового оборудования, приобретение спецтехники. Нам пришлось получать разрешение на то, чтобы областные деньги направить на приведение федеральных объектов в порядок.
- Федералы поддерживали ваше желание развивать аэропорт?
- Дело в том, что взлетно-посадочная полоса, как и во всех аэропортах России, находится в федеральной собственности. И все объекты на полосе – тоже федеральные.
Мы начали активно сотрудничать с Росавиацией, Министерством транспорта, чтобы иметь возможность согласовать вопросы, какие объекты мы можем создать на федеральной земле за счет казны обладминистрации.
Главное, что нам удалось сделать, – это присвоить Липецкому аэропорту международный статус. Это очень сложная процедура, в которой задействованы 14 различных министерств. Липецкая область одной из первых создала Особую экономическую зону, в которую в первую очередь привлекаются иностранные резиденты, которым очень важно наличие международного аэропорта.
Так, ведется сотрудничество с Японией (японская компания Yokohama, открывшая в Липецке завод по производству шин. – прим. ред.), Китаем (поставки автомобилей. – прим. ред.), а также с Австрией, Германией.
Мы уже протестировали чартерный рейс в Милан и намерены активно развивать это направление. Наша задача сейчас – сделать эти рейсы регулярными.
Когда мы начали реконструкцию аэропорта, липчане вообще не знали, что аэропорт еще есть. В общественном транспорте я случайно услышал разговор двух женщин, одна из которых была крайне удивлена, что в Липецке есть аэропорт. Как вы знаете, его же у нас дважды банкротили.
На тот момент взлетно-посадочная полоса была разбита. По просьбе нашего губернатора Росавиации было передано техническое задание на создание взлетно-посадочной полосы. Ведомство провело тендер, согласно которому питерская компания подготовила проектную и рабочую документацию для создания, по сути, новой взлетно-посадочной полосы. По федеральной программе на реконструкцию нам было выделено 665 млн рублей. Сейчас взлетно-посадочная полоса липецкого аэропорта длиной 2,2 тыс. м. Толщина старой полосы была 24 см, после реконструкции она стала 80 см.
В наших планах – увеличить полосу еще на 500 метров. По решению липецкого губернатора Олега Королева земли на это уже зарезервированы. Предусмотрен резерв и на строительство даже второй взлетно-посадочной полосы. Но это – вопрос будущего. При увеличении взлетно-посадочной полосы до 2,8 тыс. метров мы сможем принимать все типы самолетов, исключая таких гигантов, как Ан-124 («Руслан») и Ан-225 («Мрия»).
К тому же мы планируем осуществлять через наш аэропорт грузовые перевозки. За счет области в 2017 году мы планируем построить грузовой терминал и склад, на что потребуется около 150 млн рублей. Лично я планирую довести этот вопрос до финала.
- Строительство нового терминала планируется осуществлять также за счет областного бюджета? Возможно, липецкие олигархи тоже захотят построить на этом бизнес, вложившись в развитие аэропорта?
- Проводим работу и в этом направлении. Но пока частное участие больше редкость. Липецкая область понимает значимость наличия международного авиасообщения в регионе и самостоятельно развивает аэропорт. Власти понимают, что частному инвестору нужен огромный пассажиропоток, которого пока нет ни в одном регионе Черноземья.
- Я слышал, что нужен пассажиропоток в 500 тыс. человек, чтобы такие мероприятия окупались. Серьезного соинвестора реально ли найти?
- Это амбициозная задача.
- Какие есть еще идеи по увеличению пассажиропотока?
- Есть идея объединить усилия нескольких регионов и создать региональную авиакомпанию, которая могла бы обеспечить жителей нескольких регионов в межрегиональных перевозках. Пока такой компании нет, нам приходится пользоваться услугами «РусЛайна». Но этот партнер требует дополнительные субсидии по рейсам в Москву, Минеральные Воды, Санкт-Петербург. Учитывая то, что с 2016 года мы планируем выполнять полеты в Екатеринбург, Краснодар, эти направления также потребуют дополнительных затрат на субсидирование.
- Парк крупнейших авиакомпаний России состоит не из региональных самолетов…
- Именно поэтому при поддержке липецкого губернатора мы строим новый перрон для трех самолетов и шестую рулежную дорожку для принятия самолетов Boeing, Airbus и грузового самолета Ил-176. Существующие рулежные дорожки не могут принимать самолеты с низким расположением двигателя (такие, как основные модели Boieng). На эти цели из областного бюджета нам выделили 330 млн рублей. В этом году уже начато строительство, но, к сожалению, закончить его, как планировалось, к концу года погодные условия не позволили. Надеюсь, к июлю 2016 года мы сможем закончить работы.
- Владимир Иванович, за время вашей работы насколько увеличился пассажиропоток?
- В 2006 году пассажиропоток у нас составлял примерно 24 тыс. человек в год. В основном он создавался за счет чартерных рейсов в Москву. За девять месяцев 2015 года мы перевезли около 40 тыс. человек. Сейчас липчане заново привыкают к авиаперелетам, так как почти в течение года - июля 2013 года по сентябрь 2014 года - аэропорт закрывался на реконструкцию.
- Я так понимаю, при дефиците ресурсов вы выжали из аэропорта все, что могли?
- Аэропорт работал на пределе своих сил. Сейчас, после реконструкции, возможностей для пассажиров стало гораздо больше. В развитии авиасообщения рассчитываем на туристические компании. Мы уже прорабатывали с ними: им нужна возможность приема больших самолетов типа Boeing или Airbus, что мы планируем сделать к середине 2016 года.
- Вы изучаете потребности липчан. Какие направления сейчас самые востребованные?
- Спрашивают часто Италию, потому что у нас в регионе расположено много итальянских предприятий. Кроме того - Германию. И, соответственно, курортные направления – Египет, ОАЭ. В основном востребованы прямые рейсы, чтобы не лететь через Воронеж или Москву.
- Со сколькими авиакомпаниями вы сейчас работаете?
- Ключевая авиакомпания для нас – это «РусЛайн». Также сотрудничаем с «ЮТэйр», «Баркол», «Костромские авиалинии» и другими.
- Липчанам до Москвы добраться быстрее, чем воронежцам?
- Самолет летит примерно 50 минут. Поезд идет примерно 10 часов, на машине - пять часов. Получается, что самолетом лететь предпочтительнее. Отмечу, что если раньше сильно не выбирали самолет – лишь бы побыстрее улететь, то сейчас пассажиры стали более избирательны. Они понимают, что более современное воздушное судно предполагает больше комфорта и безопасности.
- Что предпринимаете вы и область, чтобы повысить количество летающих людей?
- Привлекаем новые авиакомпании. Сейчас ведем переговоры с «Уральскими авиалиниями» и «Саратовскими авиалиниями». Кроме того, для нас не менее выгодно не только привлекать новые авиакомпании, но и открывать новые рейсы, помимо Москвы, Питера и т.д. Екатеринбург, Мурманск – востребованные направления. Но, к сожалению, для их открытия нет подходящих авиакомпаний. Во-первых, последние требуют субсидии. И во-вторых, предлагают высокие тарифы, с которыми мы вряд ли заинтересуем пассажиров.
- Есть ли у вас планы по привлечению федеральных крупных игроков?
- Когда у нас будет рулежная дорожка и место стоянок, мы будем проводить такую работу. Но на сегодняшний день это пока неприемлемо.
- Насколько загружены самолеты авиакомпаний, которые уже сейчас летают из липецкого аэропорта?
- У нас все зависит от конкретного дня. Например, сегодня самолет «РусЛайна» загружен на 90%, самолет «ЮТэйр» на 72 кресла имеет 45% загрузки.
- Чаще всего летают бизнесмены?
- Мы выстраивали расписание специально для бизнесменов, чтобы утром они могли улететь в Москву, а вечером в 23.20 ч прилететь домой. При этом из-за того, что нас посещает много иностранцев, все сотрудники аэропорта, включая службу перевозок, службу авиационной безопасности, владеют английским языком. Это очень важно.
- Средняя стоимость билетов для бизнесменов около 3 тыс. рублей?
- Ценник начинается от 2,5 тыс. рублей и уже бизнес-класс стоит до 12 тыс. рублей. Причем для пассажиров предлагается бесплатная парковка для автомобилей.
- Что, на взгляд, мешает липчанам летать еще активнее?
- Например, рейсы в Минеральные Воды осуществляются трижды в неделю. Но помимо воздушного сообщения, поезда ездят непосредственно до самого места назначения, в центр. Поэтому по этому направлению мы конкурируем с «Российскими железными дорогами». Кроме того, я так понимаю, липчане пока не привыкли летать.
- Как реконструкция аэропортов в соседних регионах (в том же Воронеже, в Белгороде уже действует современный аэропорт) повлияла на предпочтениях горожан относительно места вылета?
- Я знаю, что к нам активно приезжают тамбовчане, чтобы вылететь в Минеральные Воды, Санкт-Петербург. Потому что из Тамбова курсируют рейсы только на Москву.
- Сейчас основные статьи расходов аэропорта от чего зависят?
- От количества и наполняемости рейсов. Кроме того, мы получаем неплохие дополнительные средства от сдачи площадей в аренду. К примеру, мы в декабре открываем магазин беспошлинной торговли Duty Free. Уже проведен тендер и определен победитель.
- Окупаются ли у вас чартеры на международные перевозки?
- Мы только начали работать. Конечно, окупятся.
- Программа международных рейсов на следующий год объемная?
- Мы планировали делать ставку на Турцию, Египет, Арабские Эмираты и т.д. Сейчас корректируем программу. Кроме того, как я уже сказал, хотим осуществлять регулярные рейсы в Италию, изучаем потребность в полетах в Прагу. Сейчас наблюдается небольшой спад активности пассажиров.
- С Турцией непонятно, что будет…
- Надеюсь на Турцию, потому что там были дешевые билеты. И липчанам нравилось там, согласно статистике. Сейчас, правда, все по-другому. Все связано с безопасностью полетов. Сейчас люди сами не полетят не только из Липецка, но из Воронежа, из других городов.
- Судя по всему, у вас впереди нелегкие времена. Думаете ли вы осуществлять полеты в Крым?
- В Крым мы летаем. Все лето курсировали дотированные рейсы в Симферополь с загрузкой в 100%. Дешевые билеты (за 2,5 тыс. рублей) распродали за сутки на три месяца вперед. На второй день я сам еле-еле смог купить два билеты до Симферополя и обратно. Кое-как нашли мне мои сотрудники. Так что на следующий год мы планируем летать в Крым также летом.
- Липецкая область участвует в крупной программе развития внутреннего туризма. Много денег вкладывается в развитие туристической инфраструктуры. Мне кажется, здесь есть возможность синергии, чтобы организовывать туры в Липецк из других регионов, а не просто заниматься перевозками из Москвы. Хотя, наверное, московские туристы – самые требовательные…
- Мне нравится такая идея. У нас есть замечательный город Задонск и другие, так что можно вполне развиваться в этом направлении. Но для этого необходимы большие туры. Еще раз повторюсь, что турфирмам не выгодно работать с самолетами небольшой вместимости (50-72 места). Правда, кое-что для осуществления этой идеи уже есть – при аэропорте есть шикарная гостиница отличными номерами.
- Белгород и Воронеж отдали свои аэропорты в частные руки. Причем, непонятно, как эти деньги будут окупаться. Правильно ли, на ваш взгляд, поступил Липецк, оставив аэропорт под контролем государства?
- В Липецке впервые было создано областное казенное предприятие «Липецкий аэропорт». После этого многие аэропорты России идут по нашему пути. Приезжали к нам из Тамбова, из Иркутска для того, чтобы перенять опыт. Одно понятно - что частников привлечь в аэропорт, пока не достигнут большой пассажиропоток, невозможно.
Дмитрий ОРИЩЕНКО
Комментарии