Взгляд

Директор аэропорта "Липецк"

«Липчане получили аэропорт хорошего класса, но пока не привыкли летать»

Сегодня Липецкий аэропорт полностью приведен в порядок: удобные мягкие кресла, новое досмотровое оборудование, приятная зона ожидания, оборудована комфортная зона международных вылетов. Созданы все условия для удобных перелетов, однако пассажиропоток пока еще небольшой. Руководство аэропорта делает ставку на прием больших самолетов и развитие туристического направления. Уже в 2016 году Липецк сможет принимать не только региональные самолеты, но и самые распространенные в парках российских авиакомпаний Боинги. Не отказывается Липецк и от строительства грузового терминала, который весьма востребован иностранными резидентами Особой экономической зоны. О том, что удалось сделать, и о ближайших перспективах «Абирегу» рассказал директор ОГКП «Липецкий аэропорт» Владимир Малахов.

- Что удалось сделать за девять лет вашей работы руководителем Липецкого аэропорта?

- Я приехал в Липецк в 2006 году по приглашению липецкого губернатора Олега Королева. Аэропорт в тот момент находился в плачевном состоянии. У сотрудников не было даже рабочей формы. Мой сын, когда все это увидел, сказал: «Пап, уходи». Но я решил для себя, что займусь восстановлением аэропорта в Липецке и доведу дело до конца. На самом деле за это время проделана громадная работа не только моя, но целой команды. Количество сотрудников в аэропорту увеличилось более чем в два раза. Сейчас круглосуточную деятельность аэропорта обеспечивают 352 работника.

- Когда аэропорт Липецка перешел на круглосуточную работу?

- С 2009 года.  Вообще, Липецкий аэропорт – первый в стране, который восстанавливается за счет регионального бюджета. Так как Липецкий аэропорт является областным государственным казенным предприятием, то все вопросы решаются с руководством Липецкой области. Губернатор Олег Королев понимает всю важность аэропорта в регионе и всячески поддерживает его развитие.

За девять лет своей работы на развитие аэропорта Липецкая область выделила больше 1 млрд рублей. Средства шли на реконструкцию здания аэропорта, на приведение в порядок всех зон, на закупку современного досмотрового оборудования, приобретение спецтехники. Нам пришлось получать разрешение на то, чтобы областные деньги направить на приведение федеральных объектов в порядок.

- Федералы поддерживали ваше желание развивать аэропорт?

- Дело в том, что взлетно-посадочная полоса, как и во всех аэропортах России, находится в федеральной собственности. И все объекты на полосе – тоже федеральные.

Мы начали активно сотрудничать с Росавиацией, Министерством транспорта, чтобы иметь возможность согласовать вопросы, какие объекты мы можем создать на федеральной земле за счет казны обладминистрации. 

Главное, что нам удалось сделать, – это присвоить Липецкому аэропорту международный статус. Это очень сложная процедура, в которой задействованы 14 различных министерств. Липецкая область одной из первых создала Особую экономическую зону, в которую в первую очередь привлекаются иностранные резиденты, которым очень важно наличие международного аэропорта.

Так, ведется сотрудничество с Японией (японская компания Yokohama, открывшая в Липецке завод по производству шин. – прим. ред.), Китаем (поставки автомобилей. – прим. ред.), а также с Австрией, Германией.

Мы уже протестировали чартерный рейс в Милан и намерены активно развивать это направление. Наша задача сейчас – сделать эти рейсы регулярными.

Когда мы начали реконструкцию аэропорта, липчане вообще не знали, что аэропорт еще есть. В общественном транспорте я случайно услышал разговор двух женщин, одна из которых была крайне удивлена, что в Липецке есть аэропорт. Как вы знаете, его же у нас дважды банкротили.

На тот момент взлетно-посадочная полоса была разбита. По просьбе нашего губернатора Росавиации было передано техническое задание на создание взлетно-посадочной полосы. Ведомство провело тендер, согласно которому питерская компания подготовила проектную и рабочую документацию для создания, по сути, новой взлетно-посадочной полосы. По федеральной программе на реконструкцию нам было выделено 665 млн рублей. Сейчас взлетно-посадочная полоса липецкого аэропорта длиной 2,2 тыс. м. Толщина старой полосы была 24 см, после реконструкции она стала 80 см.

В наших планах – увеличить полосу еще на 500 метров. По решению липецкого губернатора Олега Королева земли на это уже зарезервированы. Предусмотрен резерв и на строительство даже второй взлетно-посадочной полосы. Но это – вопрос будущего. При увеличении взлетно-посадочной полосы до 2,8 тыс. метров мы сможем принимать все типы самолетов, исключая таких гигантов, как Ан-124 («Руслан») и Ан-225 («Мрия»).

К тому же мы планируем осуществлять через наш аэропорт грузовые перевозки. За счет области в 2017 году мы планируем построить грузовой терминал и склад, на что потребуется около 150 млн рублей. Лично я планирую довести этот вопрос до финала.

- Строительство нового терминала планируется осуществлять также за счет областного бюджета? Возможно, липецкие олигархи тоже захотят построить на этом бизнес, вложившись в развитие аэропорта?

- Проводим работу и в этом направлении. Но пока частное участие больше редкость. Липецкая область понимает значимость наличия международного авиасообщения в регионе и самостоятельно развивает аэропорт. Власти понимают, что частному инвестору нужен огромный пассажиропоток, которого пока нет ни в одном регионе Черноземья.

- Я слышал, что нужен пассажиропоток в 500 тыс. человек, чтобы такие мероприятия окупались. Серьезного соинвестора реально ли найти?

- Это амбициозная задача.

- Какие есть еще идеи по увеличению пассажиропотока?

- Есть идея объединить усилия нескольких регионов и создать региональную авиакомпанию, которая могла бы обеспечить жителей нескольких регионов в межрегиональных перевозках. Пока такой компании нет, нам приходится пользоваться услугами «РусЛайна». Но этот партнер требует дополнительные субсидии по рейсам в Москву, Минеральные Воды, Санкт-Петербург. Учитывая то, что с 2016 года мы планируем выполнять полеты в Екатеринбург, Краснодар, эти направления также потребуют дополнительных затрат на субсидирование.

- Парк крупнейших авиакомпаний России состоит не из региональных самолетов…

- Именно поэтому при поддержке липецкого губернатора мы строим новый перрон для трех самолетов и шестую рулежную дорожку для принятия самолетов Boeing, Airbus и грузового самолета Ил-176. Существующие рулежные дорожки не могут принимать самолеты с низким расположением двигателя (такие, как основные модели Boieng). На эти цели из областного бюджета нам выделили 330 млн рублей. В этом году уже начато строительство, но, к сожалению, закончить его, как планировалось, к концу года погодные условия не позволили. Надеюсь, к июлю 2016 года мы сможем закончить работы.

- Владимир Иванович, за время вашей работы насколько увеличился пассажиропоток?

- В 2006 году пассажиропоток у нас составлял примерно 24 тыс. человек в год. В основном он создавался за счет чартерных рейсов в Москву. За девять месяцев 2015 года мы перевезли около 40 тыс. человек. Сейчас липчане заново привыкают к авиаперелетам, так как почти в течение года - июля 2013 года по сентябрь 2014 года - аэропорт закрывался на реконструкцию.

- Я так понимаю, при дефиците ресурсов вы выжали из аэропорта все, что могли?

- Аэропорт работал на пределе своих сил. Сейчас, после реконструкции, возможностей для пассажиров стало гораздо больше. В развитии авиасообщения рассчитываем на туристические компании. Мы уже прорабатывали с ними: им нужна возможность приема больших самолетов типа Boeing или Airbus, что мы планируем сделать к середине 2016 года.

- Вы изучаете потребности липчан. Какие направления сейчас самые востребованные?

- Спрашивают часто Италию, потому что у нас в регионе расположено много итальянских предприятий. Кроме того - Германию. И, соответственно, курортные направления – Египет, ОАЭ. В основном востребованы прямые рейсы, чтобы не лететь через Воронеж или Москву.

- Со сколькими авиакомпаниями вы сейчас работаете?

- Ключевая авиакомпания для нас – это «РусЛайн». Также сотрудничаем с «ЮТэйр», «Баркол», «Костромские авиалинии» и другими.

- Липчанам до Москвы добраться быстрее, чем воронежцам?

- Самолет летит примерно 50 минут. Поезд идет примерно 10 часов, на машине - пять часов. Получается, что самолетом лететь предпочтительнее. Отмечу, что если раньше сильно не выбирали самолет – лишь бы побыстрее улететь, то сейчас пассажиры стали более избирательны. Они понимают, что более современное воздушное судно предполагает больше комфорта и безопасности. 

- Что предпринимаете вы и область, чтобы повысить количество летающих людей?

- Привлекаем новые авиакомпании. Сейчас ведем переговоры с «Уральскими авиалиниями» и «Саратовскими авиалиниями». Кроме того, для нас не менее выгодно не только привлекать новые авиакомпании, но и открывать новые рейсы, помимо Москвы, Питера и т.д. Екатеринбург, Мурманск – востребованные направления. Но, к сожалению, для их открытия нет подходящих авиакомпаний. Во-первых, последние требуют субсидии. И во-вторых, предлагают высокие тарифы, с которыми мы вряд ли заинтересуем пассажиров.

- Есть ли у вас планы по привлечению федеральных крупных игроков?

- Когда у нас будет рулежная дорожка и место стоянок, мы будем проводить такую работу. Но на сегодняшний день это пока неприемлемо.

- Насколько загружены самолеты авиакомпаний, которые уже сейчас летают из липецкого аэропорта?

- У нас все зависит от конкретного дня. Например, сегодня самолет «РусЛайна» загружен на 90%, самолет «ЮТэйр» на 72 кресла имеет 45% загрузки.

- Чаще всего летают бизнесмены?

- Мы выстраивали расписание специально для бизнесменов, чтобы утром они могли улететь в Москву, а вечером в 23.20 ч прилететь домой. При этом из-за того, что нас посещает много иностранцев, все сотрудники аэропорта, включая службу перевозок, службу авиационной безопасности, владеют английским языком. Это очень важно.

- Средняя стоимость билетов для бизнесменов около 3 тыс. рублей?

- Ценник начинается от 2,5 тыс. рублей и уже бизнес-класс стоит до 12 тыс. рублей. Причем для пассажиров предлагается бесплатная парковка для автомобилей.

- Что, на взгляд, мешает липчанам летать еще активнее?

- Например, рейсы в Минеральные Воды осуществляются трижды в неделю. Но помимо воздушного сообщения, поезда ездят непосредственно до самого места назначения, в центр. Поэтому по этому направлению мы конкурируем с «Российскими железными дорогами». Кроме того, я так понимаю, липчане пока не привыкли летать.

- Как реконструкция аэропортов в соседних регионах (в том же Воронеже, в Белгороде уже действует современный аэропорт) повлияла на предпочтениях горожан относительно места вылета? 

- Я знаю, что к нам активно приезжают тамбовчане, чтобы вылететь в Минеральные Воды, Санкт-Петербург. Потому что из Тамбова курсируют рейсы только на Москву.

- Сейчас основные статьи расходов аэропорта от чего зависят?

- От количества и наполняемости рейсов. Кроме того, мы получаем неплохие дополнительные средства от сдачи площадей в аренду. К примеру, мы в декабре открываем магазин беспошлинной торговли Duty Free. Уже проведен тендер и определен победитель.

- Окупаются ли у вас чартеры на международные перевозки?

- Мы только начали работать. Конечно, окупятся.

- Программа международных рейсов на следующий год объемная?

- Мы планировали делать ставку на Турцию, Египет, Арабские Эмираты и т.д. Сейчас корректируем программу. Кроме того, как я уже сказал, хотим осуществлять регулярные рейсы в Италию, изучаем потребность в полетах в Прагу. Сейчас наблюдается небольшой спад активности пассажиров.

- С Турцией непонятно, что будет…

- Надеюсь на Турцию, потому что там были дешевые билеты. И липчанам нравилось там, согласно статистике. Сейчас, правда, все по-другому. Все связано с безопасностью полетов. Сейчас люди сами не полетят не только из Липецка, но из Воронежа, из других городов.

- Судя по всему, у вас впереди нелегкие времена. Думаете ли вы осуществлять полеты в Крым?

- В Крым мы летаем. Все лето курсировали дотированные рейсы в Симферополь с загрузкой в 100%. Дешевые билеты (за 2,5 тыс. рублей) распродали за сутки на три месяца вперед. На второй день я сам еле-еле смог купить два билеты до Симферополя и обратно. Кое-как нашли мне мои сотрудники. Так что на следующий год мы планируем летать в Крым также летом.

- Липецкая область участвует в крупной программе развития внутреннего туризма. Много денег вкладывается в развитие туристической инфраструктуры. Мне кажется, здесь есть возможность синергии, чтобы организовывать туры в Липецк из других регионов, а не просто заниматься перевозками из Москвы. Хотя, наверное, московские туристы – самые требовательные…

-  Мне нравится такая идея. У нас есть замечательный город Задонск и другие, так что можно вполне развиваться в этом направлении. Но для этого необходимы большие туры. Еще раз повторюсь, что турфирмам не выгодно работать с самолетами небольшой вместимости (50-72 места). Правда, кое-что для осуществления этой идеи уже есть – при аэропорте есть шикарная гостиница отличными номерами.

- Белгород и Воронеж отдали свои аэропорты в частные руки. Причем, непонятно, как эти деньги будут окупаться. Правильно ли, на ваш взгляд, поступил Липецк, оставив аэропорт под контролем государства?

- В Липецке впервые было создано областное казенное предприятие «Липецкий аэропорт». После этого многие аэропорты России идут по нашему пути. Приезжали к нам из Тамбова, из Иркутска для того, чтобы перенять опыт. Одно понятно - что частников привлечь в аэропорт, пока не достигнут большой пассажиропоток, невозможно.

Дмитрий ОРИЩЕНКО

15:23 03.12.2015