СНиП – руководство к действию
Перед тем, как отправиться на осмотр пандусов, я внимательно изучил строительные нормативы, которые помогут мне выявить те или иные недостатки. Чтобы не быть голословным, ниже привожу выдержки из строительных норм и правил Российской Феде-
рации и свода правил по проектированию и строительству, относящиеся к проектированию пандусов и съездов с тротуаров с учетом их доступности для маломобильных групп населения. Итак, согласно СНиП 35-01-2001: «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-101-2001: «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» следует, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 80 см при уклоне не более 8% (отношение высоты подъема к горизонтальной проекции длины пандуса 1/12), что составляет около 5°. При перепаде высот более 80 см необходимо делать промежуточные площадки, где инвалид мог бы передохнуть. При небольшом перепаде высоты (до 20 см) допускается увеличивать наклон пандуса до 10%, то есть 8°. Вдоль обеих сторон пандусов, а также у всех перепадов высот более 45 см необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 70 и 90 см.
А вот как все это выглядит на практике? Везде ли соблюдены требования СНиПов?
Пандус для экстремалов
Первым делом я решил обойти центр города, где как ни здесь съезды и пандусы должны быть в идеальном состоянии и выполнены по всем строительным нормативам.
Начальной точкой моего самовольного инспекторского надзора стала площадь Петра Великого, а именно – здание Сбербанка, ведь инвалидам-колясочникам тоже приходится время от времени посещать банк.
Насчет пандуса не могу сказать ничего плохого. На первый взгляд сооружение кажется добротным, с правильным углом наклона. Но все-таки от глаз не скрылся один недостаток – перила установлены только с одной стороны, а следовательно, человеку на коляске нужно будет приложить немало усилий, чтобы взобраться наверх.
Далее, поднявшись по Петровскому спуску к Соборной горе, я оказался у подземного перехода, расположенного возле Центрального универмага. Вот где инвалида подстерегает настоящая опасность. Судите сами. Пандус представляет собой две металлические полоски с наклоном градусов в тридцать, не меньше. Я попробовал себе представить, как колясочник спускается по этой страшной конструкции, одной рукой держась за односторонний поручень, а другой пытаясь притормаживать коляску. В итоге, человек запросто может перевернуться, вылететь из кресла и упасть прямо на ступени. Ирония судьбы, но размышляя над этим, я сам поскользнулся на ступенях и, пролетев вниз пару метров, больно ударился и вывихну руку. Хотя любой здравомыслящий инвалид сюда просто не сунется. Но даже если и найдется такой экстремал, то спуститься у него не получится при всем желании – пандус засыпан снегом.
Однако спуститься – еще полбеды, главное обратно забраться наверх. Подъем может оказаться не менее опасным, чем спуск. Инвалиду придется обеими руками держаться за поручень, чтобы подтянуть коляску. Но где гарантия, что человеку хватит сил и он не скатится обратно вниз. Вот он, живой пример, когда «доступная среда» оказалась вовсе недоступной.
После осмотра подземного перехода я провел небольшой социологический опрос. Из пятидесяти респондентов, часто пользующихся центральной подземкой, никто ни разу не видел здесь инвалида-колясочника. Впрочем, оно и понятно.
Все познается в сравнении
Буквально в ста метрах от злополучной подземки мне удалось обнаружить пандус, выполненный по всем строительным нормам и правилам. И неудивительно, ведь это все-таки управление социальной защиты населения Липецкой области. Здесь и пандус
нужной ширины, и угол наклона, и двухсторонние поручни с ограждением. Все как положено. Хочется надеяться, что остальные объекты, на которых я наметил побывать, будут так же удобны в использовании для маломобильных групп населения. Однако, как это часто бывает, наши желания оказываются несопоставимы с действительностью.
Прямое тому доказательство – здание железнодорожного вокзала «Липецк». Здешний пандус мне очень сильно напомнил новое экстремальное направление в спорте – фрирайд (катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс – в данном случае на инвалидной коляске). Центральный вход вокзала оборудован двумя пандусами. Если руководствоваться СНиПом, то этих пандусов априори тут быть не должно. Угол наклона явно более тридцати градусов. Поручни и вовсе отсутствуют. Как, скажете, в таких немыслимых условиях инвалиду на коляске преодолеть эти препятствия. Даже здоровому человеку взобраться на такую горку будет проблематично. А уж спуститься по обледеневшему пандусу и подавно. О людях с ограниченными физическими возможностями отдельная тема. Если инвалид-колясочник попытается съехать с такого крутого спуска, то коляска докатит своего владельца до Дворца спорта «Звездный», ну, или, что вполне вероятно, вывезет на проезжую часть.
Непростой спуск и с торца здания администрации Липецка на площади Театральная. Издали кажется, что пандус выполнен в духе испанского архитектора Антонио Гауди, который очень любил использовать в своих сооружениях эффект «волны». Впрочем, подойдя поближе, я убедился, что был не так уж и далек от истины. Если первый спуск оказался более-менее прямой, то следовавший за ним второй пандус был выпуклым. Лично я бы не рискнул спускаться по такому сооружению, хотя бы потому, что оно не оборудовано поручнями.
«Я его слепила из того, что было»
Пришло время нагрянуть с проверкой в спальные районы Липецка. Начал с популярного у горожан торгового центра «Армада». Здесь оказалось сразу несколько пандусов – при входе, на выезде и сбоку. В целом каких то особых нареканий они не вызвали – все в пределах нормы, кроме одного – ведущего от торгового центра к Октябрьскому рынку. И угол наклона здесь соблюден, и перепады высоты, но… заканчивается этот пандус у ворот. Если при спуске инвалид вовремя не повернет налево, то коляска врежется в кованые ажурные прутья. Такая поездка может легко закончиться травмой.
Нельзя оставить без внимания и жилые дома, которые худо-бедно, но оборудованы спусками для инвалидов. Осматриваю первый подъезд дома №3 по Сиреневому проезду в 20 микрорайоне. Данное сооружение даже язык не поворачивается назвать пандусом. Сразу почему-то вспомнился старый хит: «Я его слепила из того, что было». На ступеньки просто залили бетон и кое-как его выровняли. Повсюду видны неровности и глубокие трещины. Как рассказали жильцы дома, этот пандус соорудили для мальчика-инвалида работники местного ЖЭКа. Что ж, видимо ни о каких СНиПах они и представления не имели.
Рядом по соседству стоит пятиэтажка, где у подъезда те же коммунальщики соорудили еще один пандус, положив на ступеньки лестницы две железяки, похожие на рельсы, явно нуждающиеся в чистке от наледи.
Неутешительная ситуация складывается и с некоторыми аптеками в городе. Большинство из них хоть и оборудованы пандусами, но без специальных горизонтальных площадок. Яркий тому пример аптека «Гиппократ», что в 15 микрорайоне. Там пандус заканчивается узенькой дорожкой, идущей вдоль жилой пятиэтажки. В этой ситуации инвалиду сложно будет развернуться, так как коляске помешает стена дома.
Со спуска в тупик
Закончить осмотр я решил периферией, пройдясь по одному из старейших районов Липецка – поселку Тракторостроителей. Пандусами здесь оказались оборудованы большинство объектов соцкультбыта. Но вот какими. Угол наклона металлического пандуса, расположенного у входа в поликлинику, явно превышает в два раза СНиПовские требования. Сама конструкция засыпана снегом. Видимо, руководству медицинского учреждения абсолютно не важно, каким образом инвалиды-колясочники попадут на прием.
Последним объектом в том же поселке стало здание почты. Мало того, что угол наклона оказался значительно превышен, так ко всему прочему в спуск чуть ли не упирается каменная стена. И если инвалид не успеет вовремя затормозить, то вряд ли отделается легким испугом.
«Доброе дело» для галочки
Подведем итог. Доступная среда в Липецке оставляет желать лучшего. Более того, в целом ряде случаев невооруженным глазом видно, что многие конструкции, казалось бы предназначенные в своей совокупности для формирования «доступной среды» для людей с ограниченными возможностями, были сооружены «из-под палки», с минимальными расходами и усилиями и исключительно «для галочки».
Понятно, что в одночасье создать идеальную безбарьерную среду невозможно. Вопрос заключается в том, насколько последовательными будут действия властей, не улетучится ли всеобщий энтузиазм после проведения имиджевых мероприятий и насколько эффективно будут работать механизмы контроля за исполнением действующих законов.