Взгляд

Основатель ООО «Новые Биотехнологии»

Основатель липецкого ООО «Новые Биотехнологии» Игорь Истомин: «Основы нашей технологии придумала природа более 20 млн лет назад»

Липецкая компания «Новые Биотехнологии» занимается производством кормового белка из личинок мух популяции Lucilia Caesar. Освоив производство тонны необычного продукта для животноводства, специалисты компании планируют довести к марту 2017 года объемы его производства до 10 тонн в месяц. О том, кто еще занимается таким бизнесом, как муха работает на сельское хозяйство и как из нее самой делают сельскохозяйственное насекомое, рассказал «Абирегу» основатель «Новых Биотехнологий» Игорь Истомин.

– Я недавно разговаривал с одним предпринимателем. Он тоже планирует производить белково-липидный концентрат из личинок мух и говорит, что в промышленных масштабах нигде в мире его пока не производят. Это действительно так?

– Это не совсем так. В мире, действительно, пока немного компаний, которые этим занимаются, но они есть. Например, Южно-Африканская компания AgriProtein, которой руководит Джейсон Дрю, полтора года назад построила завод по переработке пищевых отходов. И сегодня они производят по 7 тонн белковой муки MagMeal для животных, 3 тонны жирных кислот омега-6 под брендом MagOil и около 20 тонн удобрений MagSoil в день. Компания AgriProtein завершает строительство еще одного завода в Чили. На очереди еще 18 подобных предприятий в Канаде и в Северной Африке. В государствах Европы эта работа носит в основном исследовательский характер. В России эта тема активно изучается на уровне научно-исследовательских институтов, учебных заведений и лабораторий. Крупных же промышленных производств, где делают кормовой белок из личинок мух, в России пока нет.

– Кроме вас?

– Да, мы открыли опытно-производственный участок, где производим пока только 1 тонну белково-липидного концентрата в месяц. Это опытные партии, которые используются для проведения экспериментов на поросятах, птице и рыбе. Мы посмотрели, как все это работает, и расширяем производство. К марту следующего года будем производить по 10 тонн продукции в месяц. Под нее у нас уже есть покупатели.

– На вашем предприятии, попросту говоря, корма для животных производят мухи. Как они это делают?

– Наши мухи только откладывают яйца, а все остальное делает персонал предприятия. Мухи живут в специальных клетках-садках. Там для них есть вода, сахар, сухое молоко. И там же находятся боксы с мясным фаршем, куда они откладывают яйца. Как только из яиц появились личинки, мы перемещаем их в выростной цех и начинаем откармливать. Личинки очень прожорливы и быстро растут. За свою жизнь они увеличиваются в размере в 350 раз.

– И как долго это продолжается?

– Трое-четверо суток. Затем при помощи так называемой сепарации мы отделяем их от органического субстрата, некоторое время держим в опилках, где у них очищается кишечник, и отправляем в холодильную камеру с температурой около нуля градусов. Там личинки погружаются в анабиоз и в этом состоянии могут храниться до двух лет. А из холодильной камеры личинки попадают на сушку. Высушивание происходит при температуре не выше +70 градусов Цельсия, чтобы сохранить как можно больше питательных веществ в кормовом белке.

– А где вы берете мух?

– Ну, на улице мы их, конечно, не ловим. Мы у себя в инсектарии разводим мух, личинки которых хорошо адаптированы к питанию отходами птицефабрик. В природе такие мухи, конечно, есть, но они и живут меньше, и яйценоскость у них ниже, чем у наших мух. Кроме того мы занимаемся селекционной работой. Прежде всего добиваемся повышения яйценоскости – того, чтобы они за одну кладку откладывали как можно больше яиц.

– И сколько ваши мухи откладывают яиц по сравнению с такой же мухой с улицы?

– Та муха, которая летает на улице, откладывает за один раз от 80 до 100 яиц. Наши мухи уже более 200 яиц. Но, занимаясь селекцией, мы улучшаем не только яйценоскость мух. Мы добиваемся увеличения продолжительности их жизни. В природе муха живет всего три недели. Мы бы хотели, чтобы она жила и плодоносила шесть недель. И уже добились того, что наши мухи живут порядка четырех недель, то есть 26-28 дней. Это неплохо.

– А сколько у вас мух?

– Я могу вам сказать: для того чтобы производить 10 тонн кормового белка в месяц, на предприятии должны «трудиться» порядка 8-10 млн мух.

– А кто придумал эту технологию производства кормов?

– Вообще, основы этой технологии придумала природа, и им миллионы лет. А теоретические основы технологии получения кормов из личинок мух разработаны советскими учеными в 1971-1975 годах. В лабораторных условиях тогда провели всесторонние эксперименты и испытания этих кормовых добавок и подтвердили их идентичность с кормами животного происхождения. Сегодня работы в этом направлении продолжаются в научно-исследовательских институтах животноводства и птицеводства, институте проблем экологии и эволюции им. Северцова, Новосибирском аграрном университете и в других научных центрах.

– Вы занимаетесь этим бизнесом из любви к искусству или ради прибыли?

– Нас интересует возможность зарабатывать на производстве кормов. Это однозначно. Искусство – дело хорошее, но кушать тоже надо. Поэтому нам важен коммерческий результат.

– Я об этом спрашиваю, потому что мне кажется, что ваш бизнес – это не самый надежный способ зарабатывать деньги.

– Почему? Мы занимаемся производством кормового белка, который очень востребован на рынке. В России сегодня ежегодный дефицит животного белка составляет 1 млн тонн в год.

– То есть у вас есть возможность хорошо на этом заработать?

– Однозначно.

– Сейчас вы производите 1 тонну кормов. У вас ее раскупают?

– Дело в том, что на продажу нужно производить корма в необходимом количестве. Могу вам сказать, что потребность в таких кормах у небольшой свинофермы – 60 тонн в месяц. Мы столько пока произвести не можем. Поэтому никому ничего не продаем. Мы используем эти корма для проведения опытов и экспериментов.

Виктор УНРАУ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
14:58 15.11.2016