Взгляд

От взлета до падения: кто из крупных липецких компаний вошёл в 2022 год в статусе банкрота

Порой желание открыть, расширить или профилировать свой бизнес часто приводят предпринимателей в банк за получением кредита. Но нестабильная экономическая ситуация в стране провоцирует снижение платёжеспособности заёмщиков. Вследствие чего долги растут, что зачастую неминуемо приводит к банкротству не только малый и средний бизнес, но и достаточно крупные предприятия, которые успешно работали на протяжении десятилетий. «Липецкие новости» узнали, кто из серьёзных воротил бизнеса получил в прошлом году банкротный иск и вошёл в 2022-ый в статусе «несостоятельного».

Жирные контракты

Липецкий арбитраж признал ОАО «Елецкое дорожно-строительное управление №3» (компания на протяжении нескольких лет выигрывала крупные тендеры на ремонт магистралей) несостоятельным в январе.

Осенью 2019 года суд принял решение ввести процедуру внешнего управления сроком на 1,5 года в отношении общества. С заявлением о признании компании несостоятельной обратилось ОАО «Спецстройдоставка» в конце 2017 года. Причиной тому послужила непогашенная задолженность в размере 4,3 млн рублей. «ЕДСУ №3» не расплатилось за поставленный товар. Позднее к процедуре банкротства присоединились порядка 70 кредиторов.

На момент открытия внешнего управления, балансовая стоимость активов ОАО «ЕДСУ-3» составляла 87 млн рублей. Общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр, приблизилась к 340 млн рублей. Временный управляющий нашёл признаки преднамеренного банкротства, а также основания для оспаривания сделок должника. Материалами дела подтверждается наличие у должника имущества, в том числе недвижимого: асфальтобетонный завод и производственная база в городе Ельце, транспортные средства, самоходная техника, оборудование.

В судебном заседании в январе 2021 года суд решил прекратить процедуру внешнего управления в ОАО «Елецкое дорожно-строительное управление №3», признать его банкротом и открыть конкурсное производство.

Стоит отметить, что несмотря на всю свою несостоятельность и долги, «Елецкое дорожно-строительное управление №3» на протяжении последних лет становилось победителем очень крупных контрактов, заказчиком которых выступало управление дорог и транспорта. Согласно открытым источникам, в 2013 году дорожная компания из Ельца получила госконтракт от управления дорог и транспорта на строительство автодороги в обход ОЭЗ «Липецк» на небывалую сумму 1,3 млрд рублей. А в 2014 году «ЕДСУ-3» реконструирует автодорогу «Липецк-Данков» за 151 млн рублей. На следующий год компания продолжает там работы, получив в «копилку» ещё 150 млн рублей. Не осталось в стороне предприятие и в 2016 году. На очередном этапе уже знакомой автодороги, связывающей Липецк с Данковом, освоено 523 млн рублей. На удлинение взлётно-посадочной полосы городского аэропорта компания получает 75 млн, а на рулёжную дорожку – 183 млн рублей.

Кузница прогорела

В июне арбитраж ввёл в ООО «Липецкий кузнечный завод» (одним из бенефициаров является офшор «Кингросс инжиниринг С. А» с Виргинских островов) процедуру банкротства – наблюдение. Как указано в заявлении, общая сумма задолженности одного из старейших предприятий города составляет 112,5 млн рублей. Завод решил обанкротить сам себя.

Интересно, но в 2018 году кузнечный завод уже пытались обанкротить. С иском к обществу обратились налоговики. Завод задолжал ведомству 6,1 млн рублей. Однако к моменту слушаний сумма долга была снижена до минимальной и в банкротстве было отказано.

Предприятие с более чем 70-летней историей было создано на базе Липецкого тракторного завода. Состоит из семи основных подразделений: складского, заготовительного, прессового, молотового, термического, изготовления технологической оснастки и отделения по изготовлению приварных фланцев. Занимается производством деталей для тракторов, РЖД, грейдеров, а также соединительных элементов.

Нищие автосалоны

А уже в июле арбитраж признаёт несостоятельными липецкие структуры дилерской сети «Модус», которые удалось обанкротить спустя два года после подачи исковых заявлений.

Из иска следует, что компания «Модус-Липецк» имеет задолженность перед заявителем – ООО «СБК ГЕОФИЗИКА»» в размере 1,5 млрд рублей. Другая структура – ООО «Модус Л» имеет неисполненные обязательства перед истцом в сумме более 2 млрд рублей. Данные обязательства возникли в связи с тем, что липецкие структуры дилерской сети «Модус» выступали поручителями по кредитным договорам между ПАО «Сбербанк» и структурами дилерского холдинга «Модус» из других регионов. В свою очередь, Сбербанк заключил договор уступки прав по данным кредитным договорам с ООО «СБК ГЕОФИЗИКА».

Как сообщалось ранее, СУ СК расследовало уголовное дело о мошенничестве в крупном размере в дилерской сети «Модус». В деле фигурировали три бывших топ-менеджера компании. Их обвиняли в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). По версии следствия, при строительстве автомобильного комплекса в Рамонском районе Воронежской области компания с помощью фиктивных документов получила 155 млн рублей господдержки.

Король бензоколонок

Но не только компании признавали несостоятельными. В ушедшем году под банкротства попадали влиятельные бизнесмены. В их числе владелец сети заправок ЛТК Артур Шахов (АЗС находятся в управлении ООО «Предприятие «Управляющая компания») банкротом и ввёл процедуру реализации имущества должника в августе.

Банкротство Артура Шахова в июле прошлого года инициировал Сбербанк России. Предприниматель задолжал финансовой организации 1,3 млрд рублей.

Фирма Артура Шахова – ООО «Предприятие «Управляющая компания» в ноябре 2020 года так же признана банкротом. Иск поступил от ЗАО «Солид-товарные рынки». У истца перед заявителем имеется задолженность в сумме 33,9 млн рублей, подтверждённая решением столичного арбитража. Позднее к процедуре банкротства присоединились ещё порядка 60 кредиторов. Крупный долг в реестр в размере 610,5 млн рублей пытался включить гендиректор ЛТК Павел Кабанов. Право требования этой суммы ему переуступил бенефициар компании Артур Шахов.

Олеся Захарова и несостоятельная компания

В октябре ООО «Грин Легион», учредителями которого являются GREEN LEGION CONSTRUCTION LIMITED (республика Кипр) и бывшая жена беглого экс-депутата Михаила Захарова – Олеся, признано банкротом.

В августе 2019 года в Арбитражный суд Липецкой области поступило заявление ФНС России о признании «Грин Легион» несостоятельным. Позднее к процедуре банкротства присоединилось ООО «СУ – 5 Трест «Липецкстрой» в лице конкурсного управляющего Олега Щенникова. Как указано в заявлении, у компании имеется задолженность перед трестом в размере 1,3 млн рублей.

Напомним, что Михаил Захаров вместе с экс-супругой Олесей объявлен в международный розыск по делу о мошенничестве, в его основе лежит скандал с обманутыми дольщиками, в котором была замешана группа компаний «СУ-5». В отношении бывших супругов судом заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Сам господин Захаров обвиняется в мошенничестве и легализации средств. По уголовному делу бизнесмена проходят порядка 1,7 тыс. потерпевших дольщиков.

Повторное банкротство

В этом же месяце статус банкрота получило АО «Липецкое торгово-промышленное объединение». Конкурсным управляющим утвержден Анатолий Волобуев. Он же был временным управляющим во время процедуры наблюдения, которая была введена в марте 2021 года.

С заявлением о признании компании банкротом в феврале обратилось местное ООО «Эксперт» из-за долга по договору оценки в размере 506 тыс. рублей. Согласно отчёту господина Волобуева, общая сумма задолженности на дату первого собрания кредиторов составляет 68,5 млрд рублей. 

Компания уже проходила процедуру банкротства три года назад по заявлению «Внешэкономбанка» из-за долга в 68,5 млрд рублей. Компания выступала поручителем по кредиту концерна «Тракторные заводы». В ноябре 2019 года по этому делу было заключено мировое соглашение, однако ЛТПО так и не выплатил средства согласно условиям.

16:41 05.01.2022