– Что ваш завод будет собой представлять, когда вы завершите программу модернизации?
– Это будет один из самых крупных заводов в Центральном федеральном округе. Сейчас мы закупаем и перерабатываем ежедневно 250 тонн молока. По окончании первого этапа модернизации мы будем перерабатывать 350-400 тонн молока в сутки, а года через два-три доведем ежесуточную переработку до 500-600 тонн. В этом году, по нашим прогнозам, оборот компании составит более 3,5 млрд рублей, а за несколько лет мы должны увеличить этот показатель более чем в два раза.
– Сколько средств вы инвестируете в этот проект?
– Около 1,5 млрд рублей. Это на все вместе: строительство новых цехов, приобретение оборудования Tetra Pak, OBRAM, Seital и других иностранных компаний и транспорта. Оборудование у нас практически все импортное. Оно дорогое, но оно того стоит.
– На посторонний взгляд, для своего проекта модернизации вы выбрали какое-то неподходящее время – самый разгар кризиса…
– Нет, мы специально время не выбирали. Мы расширялись и строились всегда. У нас не сегодня возникло желание расширить производство. За последние пять лет, например, мы объем своего производства увеличили в 12,5 раза.
– Но кризис как-то влияет на ваши планы или нет?
– Я всегда подчеркиваю, что у нас в Лебедяни развитие предприятий происходит независимо от кризисов, от всякого рода политических и экономических событий. И не подумайте, что я выдаю желаемое за действительное. Возьмите агрофирму «15 лет Октября». В самый разгар кризиса она переходит на новые технологии производства и хранения яблок и увеличивает отгрузку. Или «Строймаш», который тоже несмотря на кризис в разы увеличивает производство своей продукции. У лебедянцев есть какая-то склонность к масштабному развитию несмотря ни на что. У нас есть неписанное правило: если ты лебедянец, ты должен быть успешным. Успешным – это не значит только то, что ты должен много зарабатывать. Это значит, что ты должен иметь хорошую репутацию. Вот в банковской сфере есть понятие «кредитная история». Если ты никому не задолжал ни копейки и всегда выполнял условия кредитов, тебе всегда дадут новый кредит и ты будешь развиваться. Ну, а с плохой историей, соответственно, даже и не мечтай о стройке, модернизации и т.д. Так вот, хорошая репутация важна не только для банков, но и для предприятий, в том числе и для западных, которые поставляют нам оборудование. Они делают нам поставки не под какой-то расчетный счет, а под имя. Они нас знают, доверяют и поставляют свое оборудование в рассрочку. На год, на полтора дается рассрочка. В кризис, сами понимаете, это очень важное преимущество.
– То есть ваша репутация во время кризиса – это ваше преимущество по сравнению с другими предприятиями?
– Не только наше. Это преимущество любого предприятия, которое работает по принципу «веди себя достойно, и тебе будут доверять». В кризис особенно тяжело тем, кто может рассчитывать только на деньги, и легче тем, кто может рассчитывать на доверие своих партнеров. Есть у нас и еще одно преимущество. Я бы назвал это эффектом базы. Мы развиваемся на базе действующего предприятия. А это намного выгоднее, чем начинать строительство в чистом поле. Если бы мы начинали с нуля, все обошлось бы нам в десять раз дороже.
– Мы вот сейчас говорим об импортозамещении и выпускаем отечественные продукты на импортном оборудовании. А вдруг по какой-нибудь причине западные производители перестанут поставлять в Россию свое оборудование?
– Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы на всем цикле нашего производства было российское оборудование, способное заменить импортное. И сегодня благодаря политике нашего государства такие примеры есть: «Таурас-феникс», «Воронежпродмаш» и другие.
Что касается западных производителей, то Россия для них – это огромный рынок сбыта, и я не думаю, что они захотят с него уйти. Им так же выгодно продавать у нас свою продукцию, как нам у них покупать.
– Вы говорите, что сегодня закупаете 250 тонн молока. Уже к концу этого года вам понадобится еще 100-150 тонн, а потом еще 100. У вас есть уверенность, что сельхозпредприятия региона обеспечат вас сырьем?
– У нас в Липецкой области на ближайшие два-три года запланировано значительное увеличение производства молока за счет строительства новых комплексов. Например, сегодня только два комплекса агрофирмы «Трио» ежесуточно поставляют нам 70, а то и 80 тонн молока исключительно высшего сорта. И в ближайшее время эта компания планирует удвоить производство. Я также могу сказать, что сегодня есть значительный резерв (примерно 200 тонн молока), который мы не используем в силу того, что у нас идет реконструкция предприятия.
– Не хочу обидеть вас подозрениями, но и хочется спросить: вы добавляете в свою продукцию пальмовое масло?
– Нет, мы никогда не заменяли молочные жиры растительными. И это легко проверить. Как определить фальсификат? Нужно взять объем молока, который мы закупаем, и сравнить его с объемом продукции, которую мы производим. Так вот, мы закупаем каждый день 250 тонн молока и выпускаем около 200 тонн продукции. На производство одного кг масла, например, у нас идет округленно 22 кг молока. По сметане это соотношение один к шести или один к семи. При этом мы закупаем молоко не у всех, а только у хозяйств, которые производят качественный продукт. Все наши поставщики знают, что если хотя бы один из многочисленных показателей молока будет не соответствовать нашим высоким стандартам, то мы просто не примем его. Сегодня в заводскую лабораторию мы продолжаем вкладывать средства, для того чтобы быть полностью уверенным в наших молочных продуктах. К слову, сейчас будем тестировать прибор, который еще пока не установили ни на одном молочном комбинате в России. Он позволит в потоке моментально определять все возможные качественные характеристики молока. Это очень дорогостоящее удовольствие, которое можно сравнить с покупкой небольшого молочного завода. Но мы четко понимаем, что только такие действия позволят нам поддерживать высокий уровень доверия потребителя.
Виктор УНРАУ