Лишние люди?
О том, что произошло на самом деле, «АиФ-Липецк» узнал из разговора с сотрудниками областного противотуберкулёзного диспансера. Они рассказали, что накануне прошлого Нового года людей собрали и объявили, что из младшего медицинского персонала их переводят в «прочий», при этом пообещав, что в зарплате ничего не потеряют. Так, уже вскоре вчерашние сёстры-хозяйки и буфетные санитарки стали кастеляншами и обычными буфетчицами.
— Конечно, у нас уменьшились оклады, но какое-то время нам продолжали платить премии, поэтому вначале это было не так заметно, — говорит буфетчица Ирина Аксёнова (имя и фамилия изменены). — А потом нас и их лишили, мотивируя тем, что премии получают только медработники, к которым мы теперь не относимся. В результате наши зарплаты сократились примерно на 4-5 тыс. рублей.
Последней каплей стала специальная оценка условий труда, которую провели в учреждении в конце прошлого года. По словам сотрудников, у них убрали «биологический фактор» ,что может повлиять на класс вредности.
— Мы будем обязаны отрабатывать полный рабочий день, а не укороченный, как у медработников. Теряем мы и социальные льготы: доплату за вредность, молоко, путёвки в санаторий, дополнительный отпуск, — рассказывает кастелянша Наталья Хромых (имя и фамилия также изменены). — При этом за нами сохранились те же обязанности.
Буфетчицы и кастелянши по-прежнему ухаживают за больными. Первые ежедневно кормят пациентов, убирают за ними посуду, моют холодильники. Вторые меняют им бельё, сортируют его и отдают на стерилизацию, следят за хозяйственными нуждами отделения.
— Мы так же, как врачи и медсёстры, постоянно контактируем с больными и подвергаемся опасности заразиться туберкулёзом, — подчёркивает Наталья. — Но это почему-то не берётся в расчёт. Наверное, потому что теперь мы не медработники, а «прочие».
Чей приказ?
Такую же «ревизию» провели и в других медучреждениях области. В региональном управлении здравоохранения пояснили, что делалось это в целях приведения уровня подготовки работников в соответствие с новым профстандартом для младшего медперсонала, утверждённым приказом Минтруда РФ от 12 января 2016 г. В нём чётко прописаны требования к занимаемым должностям. Как оказалось, не все им соответствуют. Некоторым санитаркам не хватает специальных знаний.
— Мы не против пройти обучение, но нам никто этого даже не предложил, — парирует Ирина. — Просто перевели — и всё.
По данным Росстата, количество младшего медперсонала в регионе только за последние два года уменьшилось на 2567 человек: с 5771 в 2015 г. до 3204 в 2017-м. Понятно, что это снизило и нагрузку по повышению зарплаты медработникам в соответствии с майскими указами президента. Быть может, в этом и кроется основная причина массовых переводов, которые прошли по всей России? Зачем повышать зарплату санитаркам, если можно их просто сократить, а высвободившиеся средства перераспределить среди остальных — неплохая получится экономия.
— Чисто по-человечески я людей понимаю, но существует приказ, и мы обязаны его выполнять, — сказал главный врач противотуберкулёзного диспансера Алексей Коростелёв. — Для того чтобы как-то поддержать сотрудников, мы увеличили им стимулирующие выплаты. А в ближайшее время соберём техническую комиссию и попросим экспертов провести повторную спецоценку условий труда.
Тем временем бывшие санитарки готовят исковое заявление в суд. Там они надеются вернуть себе статус медработника, которого, они уверены, их лишили по ошибке.