Взгляд

Счастье и несчастье липецкого народного предприятия

Три года назад в Липецкой области начали появляться народные предприятия. Первым из них стало НП «Измалковский элеватор», которое возглавил Сергей Музалев. Это предприятие с зерносушилками ДСП-32 и ДСП-50 имеет 10 складов единовременного хранения 38,8 тыс. тонн, автоприемы с пропускной способностью 1 тыс. тонн в сутки и точки отгрузки, способные отправлять клиентам 350 тонн готового зерна в сутки. Об истории появления народных предприятий, уникальном опыте НП «Измалковский элеватор» и о трудностях, с которыми предприятие столкнулось, журналисту «Абирега» рассказали его работники.

Идея создания народных предприятий принадлежит губернатору региона Олегу Королеву (1-е место в Рейтинге влиятельности персон Липецкой области 2016 года). Судя по всему, подводя предварительные итоги своей деятельности, губернатор обнаружил, что, победив разруху в экономике, он помог разбогатеть бизнесу, но не сделал богаче простого человека.

«Мы любой ценой пытались спасти экономику. И, извините за нескромность, нам это удалось. И вот мы спасли экономику, и это должно было трансформироваться в благо людей. И я спрашиваю: оно, это благо людей, есть сегодня или его нет? И отвечаю: его нет», – повторял и повторял он, встречаясь с представителями власти и бизнеса.

Господин Королев настаивал на том, что «простого работягу необходимо сделать не наемным работником предприятия, а его хозяином». И он был убежден в том, что Россию с народными предприятиями «никто не сможет обойти в экономике», а сама она «не получит очередную революцию».

«Сегодня важнее новых технологий производства новые технологии человеческих отношений в экономике. А у нас эти отношения скатились к стадии XVI века. И пока у нас «я – хозяин, ты – дурак», нечего даже и думать ни о каком прогрессе», – тоже его слова.

На роль исполнителя своей идеи Олег Королев выбрал одного из своих лучших менеджеров Сергея Музалева. В то время господин Музалев работал генеральным директором ОГУП «Липецкое», созданного тоже по инициативе губернатора для того, чтобы спасти сельхозпредприятия региона, имевшие миллиардные задолженности перед банками и стоявшие на грани банкротства.

Идея народного предприятия Сергею Музалеву была тоже близка. Во-первых, по своим убеждениям он близок к коммунистической трактовке социального равенства; во-вторых, Тульский колхоз имени Ленина, где он вырос и начал свою карьеру и который считает идеальным образцом организации производства, есть не что иное, как народное предприятие.

Так первым народным предприятием в Липецкой области стал актив ОГУП «Измалковский элеватор». Хотя первоначально на эту роль господин Музалев планировал другой актив – ООО «Липецкая нива». Вообще говоря, все первые НП в Липецкой области появились благодаря Сергею Музалеву. Юридическая служба ОГУП «Липецкое» участвовала в создании ЗАО «НП «Данковская слобода», ЗАО «НП «Лакомка» и ЗАО «НП «Экспресс-Липецк».

Как и следовало ожидать, «низы» отнеслись к идее «верхов» с подозрением. Общественное мнение склонялось к тому, что власть в очередной раз хочет обмануть простого работягу. Сергею Музалеву потребовалось полтора года, чтобы народ согласился на преобразование частного предприятия в народное. Не то чтобы у рабочих развеялись сомнения. Просто все решили, что стоит рискнуть.

«Терять вроде бы ничего не теряем, но есть шанс приобрести что-то гораздо большее», – передает настроение коллектива исполнительный директор НП «Измалковский элеватор» Любовь Денисова.

Сегодня на предприятии трудится 53 работника-акционера. Каждый имеет право на 5% акций предприятия. Это 100 тыс. ценных бумаг по рублю за каждую. Поскольку не у всех в кармане водится 100 тыс. рублей, акции выкупают постепенно, когда появляются свободные средства. На сегодняшний день у каждого работника предприятия в среднем находится 2,5% акций НП «Измалковский элеватор».

По уставу предприятия новому работнику нужно пройти испытательный срок, отработав в компании три месяца. И если человек покажет, что он настроен серьезно и не бегает от работы, у него появляется возможность войти в состав акционерного общества, то есть купить акции предприятия. Если кому-то не понравится быть хозяином своей судьбы и он решит уйти из компании, он должен продать свои акции кому-нибудь из акционеров компании или самому акционерному обществу. Никто не может прийти со стороны и выкупить акции Измалковского элеватора.

«Если какой-нибудь дядя захочет завладеть нашими акциями, ему нужно либо приземлиться в конторе в качестве менеджера, либо взять в руки лопату. Только после этого у него появляется право на 5% наших акций», – говорят в компании.

По словам исполнительного директора НП «Измалковский элеватор» Любови Денисовой, это «достаточно серьезный способ защиты от скупки акций и рейдерского захвата предприятия».

«Рейдерский захват обычно осуществляется перекупкой контрольного пакета акций и тех или иных управленческих решений – сменой генерального директора, состава органов управления и юрлица. В рамках нашей организационно-правовой формы все это просто невозможно», – рассказывает она.

С моральной точки зрения хорошо еще и то, что народное предприятие (по крайней мере Измалковский элеватор) – это единственное учреждение в России, где зарплата работников и руководителей не является коммерческой тайной.

Она и не может быть ни для кого тайной, потому что на предприятии при начислении зарплаты применяют коэффициент трудового участия и ее начисляют сообща. Тем, кто лопатой машет так, что с него пот градом, – начисляют премию, а кто месяц прохлаждался – того премии лишают. Кстати говоря, в этом году зарплату работникам предприятия повысили на 10%, и на сегодняшний день она гораздо выше, чем на других промпредприятиях района.

Сбываются ли обещания лучшей жизни для рядовых работников народного предприятия? По итогам первых двух лет можно сказать, что работяг не обманули.

За это время зарплата у них выросла на 26%. До создания НП она составляла 23,4 тыс. рублей в месяц, в 2014 году они получали уже по 24,59 тыс., в 2015-м – 27,45 тыс., а по итогам девяти месяцев 2016 года – 29,511 тыс. Размер дивидендов на одну акцию составил 1,4 рубля. Для тех, у кого 5% акций, это 140 тыс. рублей дополнительно к зарплате.

Первые шаги предприятия с новой формой собственности показали, что оно стало работать эффективней. Если раньше в развитие производства «инвестировали копейки», то за последние два с небольшим года инвестиции из собственных средств компании составили 27,9 млн рублей. Для небольшого предприятия это серьезные деньги.

Государство тоже выиграло. За два года и девять месяцев НП «Измалковский элеватор» уплатило в бюджет 101,3 млн рублей, за что в 2016 году получило национальную налоговую премию.

Вообще говоря, народные предприятия региона, которые создавал Сергей Музалев, оказались более эффективными экономически, чем частные и государственные. По крайней мере об этом говорит прошлогодняя статистика. В 2015 году основные экономические показатели их деятельности выросли в 1,5 раза, при том что на предприятиях других форм собственности те же показатели улучшились только на 15%.

Впрочем, в прошлом году на показатели работы Измалковского элеватора серьезно повлиял конфликт с ООО «Согласие». Работники компании называют это «давлением извне» или «войной». У них и история народного предприятия разделилась теперь на два периода – «до войны» и «во время войны».

Эта «война» началась после увольнения генерального директора ОГУП «Липецкое». При создании НП некоторые пайщики по просьбе Сергея Музалева, который в то время по совместительству возглавлял «Согласие», передали свою землю в аренду народному предприятию. «Согласие» после этой сделки лишилось права аренды 12,8 тыс га земли.

И когда активы «Согласия» продали другому собственнику, тот сразу начал требовать землю обратно. Земля эта, конечно, ООО «Согласие» никогда не принадлежала. Это земельные паи жителей Измалковского района, а они сами могут выбирать, кому отдать их в аренду. Но новый собственник «Согласия» хотел любой ценой вернуть землю, а власть встала на его сторону.

«Представители власти дали команду всем предприятиям Липецкой области, чтобы нам не везли зерно. Кто-то периодически писал на нас анонимки в Россельхознадзор, в МВД и МЧС. В общем, как и обещали, устроили нам веселую жизнь и хотели довести до банкротства», – рассказывает Любовь Денисова.

Несмотря на то что на стороне «Согласия» стоит власть, бесконечные судебные процессы заканчиваются в пользу Измалковского элеватора. Тем не менее «давление извне», судебные тяжбы и кампания в некоторых СМИ, которые полощут имя Сергея Музалева, несколько расшатали производство народного предприятия. Одно только то, что в прошлом году сократилось количество старых клиентов, а новые стали сомневаться, сможет ли элеватор выполнить свои обязательства, привело к сокращению объемов принятого зерна. По состоянию на 25 декабря 2015 года элеватор принял всего 29 тыс. тонн зерна. В этом году на такой же показатель Измалковский элеватор вышел в сентябре.

С другой стороны, «веселая жизнь» народного предприятия в 2015 году показала, что если за свой бизнес борются 50 человек, то его трудно поставить на колени. Предприятие не только выжило, но и наращивало показатели. И это в НП «Измалковский элеватор» всех обнадеживает. А власть, хоть она и не вступилась за свое детище, может быть уверена, что если так дело пойдет и дальше, то нас «никто не сможет обойти в экономике» и Россия «не получит очередную революцию».

Александр БЫСТРОВ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
16:39 10.10.2016