Ликвидировать, нельзя оставить?!
Вопрос по ликвидации трамвайного сообщения серьёзно встал в этом году. До сих пор кипят страсти, высказываются мнения по решению проблемы, подвергается жёсткой критике власть, обвиняемая в бездействии. Ситуация настолько критичная, что данный вопрос даже обсудили вне повестки на сессии городского парламента, где держала слова мэр Липецка Евгения Уваркина.
По словам главы города, состояние трамвайной сети близко к критичному и аварийному. Почти 30 км пути необходимо срочно ремонтировать. В сложившейся ситуации администрация Липецка предлагает три варианта решения проблемы.
Первый вариант включает в себя восстановление существующей сети с помощью старых железнодорожных рельс, модернизацию электрохозяйства и депо, а также закупку 43 трамвайных вагонов. Модернизация обойдется в 3 млрд рублей.
Второй вариант предполагает полное обновление трамвайной сети и подвижного состава по примеру европейских городов. По подсчётам экспертов на это нужно 17 млрд рублей инвестиций.
И третий вариант – убрать трамвай с улиц Липецка, заменив его 25 автобусами. На это потребуется всего 900 млн рублей.
«Мы должны определить городские приоритеты. Это и инженерные сети, износ которых 70-80%. Это и 11 новых школ, 2,5 тысячи километров водопроводных сетей, 3 миллиона квадратных метров дорог, если мы говорим о магистральных дорогах. Если мы говорим о дворовых территориях – это в два раза больше, - пояснила свою позицию Евгения Уваркина.
Мнение народных избранников разделилось. Так, заместитель председателя горсовета Евдокия Бычкова (фракция «Справедливая Россия») поддержала градоначальницу и предложила развивать парк электробусов, ликвидировав трамвайное сообщение.
Хотя о каком развитии идёт речь – непонятно. По собственным данным, этот вид транспорта начал курсировать по улицам города зимой этого года, да и то мэрией было закуплено всего пять машин. Хотя ещё в прошлом году чиновники заявляли, что власти намерены приобрести к 2022 году до 150 электробусов. С учётом того, что одна такая машина обойдётся в 16 млн рублей вместе со всеми скидками, общая их стоимость составит 2,4 млрд, а за эти деньги, если верить подсчётам госпожи Уваркиной, как раз можно провести модернизацию.
Впрочем, большинство народных избранников не согласились с выводами мэра о ликвидации трамвайного сообщения.
«Трамвай – это независимый от загруженности улично-дорожной сети общественный транспорт. Он не стоит в пробках. Более долговечен и имеет меньшую себестоимость перевозок. Нужно понимать, что если мы ликвидируем трамвай, то больше независимого транспорта в Липецке никогда не будет. Застройка уничтожит все возможности. В настоящее время в бюджете отсутствуют средства на расширение дорог в местах прохождения трамвая и увеличение автобусного парка», - отметила депутат Людмила Яськова.
Коллегу поддержал спикер городского парламента Игорь Тиньков, он заявил, что сделать трамвай, который бы связал новые микрорайоны, НЛМК и экономическую зону – это не фантастика, а необходимость.
«Мы поймём это уже через год или два, когда будем стоять в плотных пробках. Трамвайное движение – это выделенные полосы, которые предлагают убрать, но потом будем очень тяжело восстанавливать. Необходимые средства на развитие трамвайной сети надо привлекать из бюджетов разных уровней. Обращаться в федеральный центр за программами, не исключать и концессионных соглашений. В любом случае, этим нужно серьёзно заниматься», - посчитал он.
Чехия нам в помощь
Кроме Игоря Тинькова решение данной проблемы мэру Липецка в своё время предлагали известные в области политики. Один из них, депутат регионального парламента Олег Хомутинников ещё в августе готовил письмо главе Липецка Евгении Уваркиной, в котором советовал, как без особых проблем развить в городе электротранспорт.
«Несколько лет назад в Липецке уничтожали троллейбусы, а сегодня мы рискуем потерять ещё и трамваи, которых осталось совсем мало. Я же, напротив, всегда был и остаюсь сторонником электротранспорта. Мировой опыт показывает, что для крупных городов развитие электротранспорта – отличное решение. В Липецке трамвай позволяет с лёгкостью соединять промышленные и спальные районы и эту транспортную сеть можно расширить за счёт приобретения техники и прокладки рельс в новые микрорайоны. Мои зарубежные друзья рассказали, что Чехия по смешным ценам распродаёт подвижной состав вагонов Татра Т-3. Сейчас их активно закупает Украина. Они появились в Мариуполе, Днепре, Киеве, Николаеве», - рассказал Олег Хомутинников.
По его словам, вагонам около сорока лет, но они одни из самых лучших. Например, в советское время их закупали в Краснодар, Москву, Екатеринбург, Ижевск. И везде их стараются сохранить.
«В Краснодаре и Москве, а также Нижнем Новгороде эти вагоны вообще модернизировали, и они удачно ездят дальше. В Липецк в 90-х из бывшей ГДР закупали похожую модель Татра Т-4. Единственная проблема – это разница колеи. Но! Раздвинуть тележки физически с 1435 под наши 1520 возможно, ибо Украина с б/у из Чехии это уже сделала», - считает депутат.
Он уверен, для того чтобы решить вопрос, нужно связаться с пражской мэрией и получить контакты местного муниципального перевозчика. У них есть аукционы под продажу, а о продаже вагонов Т-3 в других городах Чехии точно знает чешский Минтранс.
«Думаю, что если существенно сэкономить на закупке подвижного состава, то можно проложить несколько дополнительных трамвайных веток в новые микрорайоны», - высказал своё мнение господин Хомутинников.
По цене лома
Депутат-коммунист липецкого горсовета Николай Быковских давно борется с мэрией, которая мечтает ликвидировать последний экотранспорт в областном центре.
«На самом деле власти протянули в очередной раз время. Понятно, что в эту сферу десятилетия не вкладывали необходимое количество средств, не занимались обновлением парка, серьёзным ремонтом контактных сетей, трамвайных путей. Поэтому сегодня мы пришли к тому, к чему пришли. Никто не спорит, что трамваи – это технически сложные в эксплуатации машины, и содержание их весьма затратное. Но они актуальны для города Липецка с точки зрения экологии. Однако решение по трамваям есть, и мы о нём говорили, когда обсуждали закрытие троллейбусного сообщения. Можно закупить у наших железнодорожников рельсы по цене лома. Они в нормальном состоянии и трамваи по ним будут ходить вечно, потому что рассчитаны на другую нагрузку. Приобрести бэушные вагоны. Съездите в Новосибирск, посмотрите, как там работает трамвайное предприятие, где изношенные вагоны восстанавливают практически до идеального состояния. Всё это позволит увеличить выпуск на линию трамваев, соответственно вырастет и пассажиропоток. В итоге из убыточного предприятия МУП «Городской электротранспорт» может легко стать прибыльным. На публичных слушаниях по бюджету я заявил: если администрация города будет подводить к закрытию трамвайное сообщение, ввиду того, что она не знает, что с ним делать, нужно рассматривать вопрос о сложении полномочий мэра Липецка», - прокомментировал Николай Быковских.
Шанс доказать
Почему мэрия так усиленно сопротивляется развитию трамвайного сообщения и ратует за его закрытие, когда проблема пусть и сложно, но решаема, неизвестно. А нам лишь стоит напомнить, что ещё в конце прошлого года администрация Липецка представила список объектов, предлагаемых к концессии. Среди них значилось трамвайное депо и сопутствующая ему инфраструктура. На их базе власти рассчитывали реализовать проект скоростных трамваев. Для этого было необходимо найти инвестора, готового обновить парк трамваев, заменив их на современные скоростные, и реконструировать все городские линии. Изначально расчётная стоимость проекта составляла 10,3 млрд рублей. Однако позже бывший мэр Липецка Сергей Иванов не исключил, что ценник может «взлететь» до 15 млрд рублей. В то время по сценарию мэрии, концессионное соглашение предполагалось заключить до конца 2018 года, а уже в 2019-ом приступить к обновлению трамвайной сети. Но желающих вложить в проект миллиарды так и не нашлось. Между тем нынешнему мэру Евгении Уваркиной выпала уникальная возможность: доказать жителям города, депутатам и прежде всего себе самой, что она способна решать важные городские проблемы.
Владислав ДЕРЕВЯШКИН
Комментарии