Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, чем сегодня занимается Группа Компаний «ГЕРМЕС».
Группа компаний «ГЕРМЕС» — это, по большому счету, коллектив профессиональных управленцев, единомышленников, взаимодействующих по принципу «Есть задача – сформирована Команда». Сейчас это принято называть проектным управлением. Задачи, которые нам приходится решать, совершенно нетривиальны и разнообразны.
Например, в 2008 был создан Липецкий центр венчурного инвестирования, мы реализовали несколько проектов в сфере информационных технологий, в частности был создан уникальный программный продукт (полностью отечественная разработка) по управлению производством изготовления светопрозрачных конструкций (окон, лоджий, витражей, фасадных систем), нами были реализованы совершенно уникальные для того времени технологии расчета параметров изделий и управления оборудованием.
В 2010 году, когда строительная отрасль тяжело выходила из финансового кризиса, мы помогли нескольким крупным застройщикам достроить проблемные объекты (многоквартирные дома), фактически не допустив ситуации с обманутыми дольщиками. Это более 70 тысяч квадратных метров жилья, 10 тысяч квадратных метров объектов соцкультбыта.
К одному из уникальных проектов следует отнести создание в 2012 году частного детского сада «Бэйби Бум», который в этом году отметит свое пятилетие. Это социальный проект реализован на частные инвестиции, но при поддержке Администрации Липецкой области, в том числе и финансовой.
Крупнейшим и самым успешным проектом, которым занимались специалисты нашей команды, в настоящий момент является кластер по производству овощей в закрытом грунте на территории Липецкой области. Уже в проекты теплиц профинансировано более 12 млрд рублей, а к 2020 году объем инвестиций должен составить более 25 млрд рублей. В итоге, Липецкая область, где проект реализуется, станет одним из крупнейших производителей томатов и огурцов в России.
Это знаковый проект, наиболее ярко демонстрирующий эффект от качественного взаимодействия бизнеса и власти. Уже сейчас на предприятиях кластера трудятся без малого 1000 человек, а в ближайшие годы эта цифра удвоится!
В настоящий момент наша команда реализует проекты индустриальных парков в Липецком и Грязинском районах Липецкой области.
Индустриальный парк «Грязи» — проект уникальный прежде всего тем, что в ранее в его стенах располагалось крупнейшее предприятие по производству гидравлики, но, к сожалению, с развалом Советского Союза, как и многие предприятия не выдержав конкуренции и правил рыночной игры, в 2013 году завод ушел в процедуру банкротства, которое сейчас завершилось и мы фактически выкупили уже голые стены. Сейчас ведется работа по расчистке территории предприятия от хлама и мусора, начался ремонт инженерной инфраструктуры.
Мы планируем, что до конца года на территории предприятия уже заработают первые станки новых производств.
Расскажите, как ГК «ГЕРМЕС» взаимодействует с органами власти в процессе своей деятельности?
А.Д: Конечно же многие, а может быть и все, описанные выше проекты создавались и создаются при активной поддержке и во взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными властями!
Работа начинается с самого первого дня создания инвестиционного проекта. Визит в Администрацию региона для многих производственников и инвесторов, зачастую, как ушат холодной воды. Многие, особенно первый раз, предлагая к реализации в регионе инвестиционный проект, имеют иллюзорное представление о том, как в правовом ключе должна строиться работа с органами власти и местного самоуправления. Не знают, о том, что каждый орган государственной власти обладает конкретными полномочиями и может действовать только в соответствии с ними. Предприниматели часто ждут, что заход в Администрацию – это значит, что все проблемы автоматически решатся, в частности, банки дадут денег, если Губернатор подпишет об этом какое-нибудь письмо. И здесь их ждет самое интересное: письмо, возможно, и будет, но для получения в банке денег необходима отдельная кропотливая работа по подготовке документации.
Если разложить последовательно, то взаимодействие с Властью можно разделить укрупненно на ряд блоков:
- Согласование проекта. Региональные власти оценивают, насколько тот или иной проект вписывается в стратегию развития региона. Например, Белгородская область перенасыщена свинокомплексами, и приход туда еще одного проекта вряд ли будет позитивно воспринят властями субъекта, пока не будет решена экологическая составляющая с утилизацией отходов уже построенных ферм.
- Подбор земельного участка в соответствии с параметрами проекта – санитарно-защитная зона, требования по обеспеченности инфраструктурой, кадрами и многое другое.
- Подготовка разрешительной документации, согласование с соответствующими структурами, государственная экспертиза проекта.
- Непосредственно само строительство и решение вопросов, связанных, прежде всего, с контрольными органами и возможными проверками не только сроков, но и техники безопасности, труда мигрантов, а также соблюдение экологической составляющей при проведении работ. Всё должно быть в соответствии с законом, но есть детали.
- Ввод объекта в эксплуатацию и реализация продукции при правильно организованной работе – направления, которые во взаимодействии с органами государственной власти могут быть решены гораздо легче. Например, Администрация Липецкой области регулярно проводит ярмарки, где производители продукции могут напрямую, без посредников (сетевых магазинов), реализовать товары населению.
Это неполный и весьма упрощенный перечень возможных уровней взаимодействия бизнеса и власти. В зависимости от конкретного бизнеса или инвестиционного проекта набор задач всегда уникальный.
GRN: Каким образом такое взаимодействие с органами государственной власти помогает бизнесу?
Любой бизнес, хочешь ты этого или нет, взаимодействует с органами местного самоуправления, как минимум. А крупные проекты реализуются не только при поддержке Властей, но и в дальнейшем при контроле, зачастую пристальном. Ведь если компания воспользовалась субсидией или, например, попала в ряды крупнейших налогоплательщиков, то «Дружить с государством» жизненно важно.
Чтобы бизнесу от такого взаимодействия с государством были не только контроль, но и помощь, подбирать площадку, а, следовательно, и регион ведения бизнеса необходимо тщательным образом. И лучше проехать и познакомиться с «Инвестиционным климатом» в ряде регионов, вложить в эту работу несколько месяцев. Но понимать, что в данном конкретном субъекте и муниципалитете тебе действительно рады и что здесь тебя не будут морочить «дополнительными документами», невозможностью подключиться к объектам инфраструктуры или искать изъяны в таком и так весьма рисковом деле, как создание нового бизнес-проекта.
В ряде субъектов ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Это проявляется, прежде всего, в доступности и открытости диалога. Регионы сейчас реально начинают конкурировать за налогоплательщика! Создаются региональные программы поддержки. Но сейчас, на мой взгляд, общество и государство должно пойти дальше и от субсидий и «потенциальных преференций» переходить на более жесткие соглашения, по примеру инвестиционных (концессионных) контрактов.
Сейчас, в соответствии с действующим законодательством, любая поддержка должна пройти через конкурс, т.е. ты сначала строишь предприятие, а потом подаешь заявки на меры поддержки, и часто такие истории заканчиваются плачевно. То денег в бюджете не хватило, то программу отменили.
В данном случае европейский опыт, когда все договоренности скрепляются контрактом между акционерами и государством – для России это существенная точка роста.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об индустриальном парке в г. Грязи Липецкой области.
А.Д.: Особо отмечу индустриальный парк «Грязи». Проект появился не случайно. В Липецкой области преобладают площадки типа «Greenfield» (т.е. проект с «нуля»), и потенциальные инвесторы, которые хотят сократить сроки входа в регион или Россию, готовые «сегодня» привезти оборудование и не тратить драгоценное время на строительство, согласования и разработку площадки будут иметь такую возможность в мощном транспортном узле Центральной части России.
При этом, резиденты Индустриального парка «Грязи» сразу получают крупных потребителей продукции в кратчайшей транспортной доступности – в регионе расположены такие гиганты, как «Новолипецкий металлургический комбинат», завод холодильников «Whirlpool», 2 Особые экономические зоны федерального уровня.
Считаю, что Индустриальный парк «Грязи» Липецкой области будет хорошим примером именно качественного, партнерского, насколько это возможно, в рамках закона, взаимодействия Бизнеса и Власти. А предприятия, открытие которых мы планируем начать до завершения 2017 года, будут иметь высокую эффективность благодаря такому взаимодействию.
Зачем бизнесу активно взаимодействовать с властью в процессе реализации инвестиционных проектов, в чем суть этого взаимодействия и какова его структура?
На все эти вопросы Gr-news.ru согласился ответить председатель совета директоров ГК «ГЕРМЕС», постоянный член федерального экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» — Андрей Владимирович Демидов.
Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, чем сегодня занимается Группа Компаний «ГЕРМЕС».
А.Д.: Группа компаний «ГЕРМЕС» — это, по большому счету, коллектив профессиональных управленцев, единомышленников, взаимодействующих по принципу «Есть задача – сформирована Команда». Сейчас это принято называть проектным управлением. Задачи, которые нам приходится решать, совершенно нетривиальны и разнообразны.
Например, в 2008 был создан Липецкий центр венчурного инвестирования, мы реализовали несколько проектов в сфере информационных технологий, в частности был создан уникальный программный продукт (полностью отечественная разработка) по управлению производством изготовления светопрозрачных конструкций (окон, лоджий, витражей, фасадных систем), нами были реализованы совершенно уникальные для того времени технологии расчета параметров изделий и управления оборудованием.
В 2010 году, когда строительная отрасль тяжело выходила из финансового кризиса, мы помогли нескольким крупным застройщикам достроить проблемные объекты (многоквартирные дома), фактически не допустив ситуации с обманутыми дольщиками. Это более 70 тысяч квадратных метров жилья, 10 тысяч квадратных метров объектов соцкультбыта.
К одному из уникальных проектов следует отнести создание в 2012 году частного детского сада «Бэйби Бум», который в этом году отметит свое пятилетие. Это социальный проект реализован на частные инвестиции, но при поддержке Администрации Липецкой области, в том числе и финансовой.
Крупнейшим и самым успешным проектом, которым занимались специалисты нашей команды, в настоящий момент является кластер по производству овощей в закрытом грунте на территории Липецкой области. Уже в проекты теплиц профинансировано более 12 млрд рублей, а к 2020 году объем инвестиций должен составить более 25 млрд рублей. В итоге, Липецкая область, где проект реализуется, станет одним из крупнейших производителей томатов и огурцов в России.
Это знаковый проект, наиболее ярко демонстрирующий эффект от качественного взаимодействия бизнеса и власти. Уже сейчас на предприятиях кластера трудятся без малого 1000 человек, а в ближайшие годы эта цифра удвоится!
В настоящий момент наша команда реализует проекты индустриальных парков в Липецком и Грязинском районах Липецкой области.
Индустриальный парк «Грязи» — проект уникальный прежде всего тем, что в ранее в его стенах располагалось крупнейшее предприятие по производству гидравлики, но, к сожалению, с развалом Советского Союза, как и многие предприятия не выдержав конкуренции и правил рыночной игры, в 2013 году завод ушел в процедуру банкротства, которое сейчас завершилось и мы фактически выкупили уже голые стены. Сейчас ведется работа по расчистке территории предприятия от хлама и мусора, начался ремонт инженерной инфраструктуры.
Мы планируем, что до конца года на территории предприятия уже заработают первые станки новых производств.
Расскажите, как ГК «ГЕРМЕС» взаимодействует с органами власти в процессе своей деятельности?
А.Д: Конечно же многие, а может быть и все, описанные выше проекты создавались и создаются при активной поддержке и во взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными властями!
Работа начинается с самого первого дня создания инвестиционного проекта. Визит в Администрацию региона для многих производственников и инвесторов, зачастую, как ушат холодной воды. Многие, особенно первый раз, предлагая к реализации в регионе инвестиционный проект, имеют иллюзорное представление о том, как в правовом ключе должна строиться работа с органами власти и местного самоуправления. Не знают, о том, что каждый орган государственной власти обладает конкретными полномочиями и может действовать только в соответствии с ними. Предприниматели часто ждут, что заход в Администрацию – это значит, что все проблемы автоматически решатся, в частности, банки дадут денег, если Губернатор подпишет об этом какое-нибудь письмо. И здесь их ждет самое интересное: письмо, возможно, и будет, но для получения в банке денег необходима отдельная кропотливая работа по подготовке документации.
Если разложить последовательно, то взаимодействие с Властью можно разделить укрупненно на ряд блоков:
- Согласование проекта. Региональные власти оценивают, насколько тот или иной проект вписывается в стратегию развития региона. Например, Белгородская область перенасыщена свинокомплексами, и приход туда еще одного проекта вряд ли будет позитивно воспринят властями субъекта, пока не будет решена экологическая составляющая с утилизацией отходов уже построенных ферм.
- Подбор земельного участка в соответствии с параметрами проекта – санитарно-защитная зона, требования по обеспеченности инфраструктурой, кадрами и многое другое.
- Подготовка разрешительной документации, согласование с соответствующими структурами, государственная экспертиза проекта.
- Непосредственно само строительство и решение вопросов, связанных, прежде всего, с контрольными органами и возможными проверками не только сроков, но и техники безопасности, труда мигрантов, а также соблюдение экологической составляющей при проведении работ. Всё должно быть в соответствии с законом, но есть детали.
- Ввод объекта в эксплуатацию и реализация продукции при правильно организованной работе – направления, которые во взаимодействии с органами государственной власти могут быть решены гораздо легче. Например, Администрация Липецкой области регулярно проводит ярмарки, где производители продукции могут напрямую, без посредников (сетевых магазинов), реализовать товары населению.
Это неполный и весьма упрощенный перечень возможных уровней взаимодействия бизнеса и власти. В зависимости от конкретного бизнеса или инвестиционного проекта набор задач всегда уникальный.
Каким образом такое взаимодействие с органами государственной власти помогает бизнесу?
А.Д.: Любой бизнес, хочешь ты этого или нет, взаимодействует с органами местного самоуправления, как минимум. А крупные проекты реализуются не только при поддержке Властей, но и в дальнейшем при контроле, зачастую пристальном. Ведь если компания воспользовалась субсидией или, например, попала в ряды крупнейших налогоплательщиков, то «Дружить с государством» жизненно важно.
Чтобы бизнесу от такого взаимодействия с государством были не только контроль, но и помощь, подбирать площадку, а, следовательно, и регион ведения бизнеса необходимо тщательным образом. И лучше проехать и познакомиться с «Инвестиционным климатом» в ряде регионов, вложить в эту работу несколько месяцев. Но понимать, что в данном конкретном субъекте и муниципалитете тебе действительно рады и что здесь тебя не будут морочить «дополнительными документами», невозможностью подключиться к объектам инфраструктуры или искать изъяны в таком и так весьма рисковом деле, как создание нового бизнес-проекта.
В ряде субъектов ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Это проявляется, прежде всего, в доступности и открытости диалога. Регионы сейчас реально начинают конкурировать за налогоплательщика! Создаются региональные программы поддержки. Но сейчас, на мой взгляд, общество и государство должно пойти дальше и от субсидий и «потенциальных преференций» переходить на более жесткие соглашения, по примеру инвестиционных (концессионных) контрактов.
Сейчас, в соответствии с действующим законодательством, любая поддержка должна пройти через конкурс, т.е. ты сначала строишь предприятие, а потом подаешь заявки на меры поддержки, и часто такие истории заканчиваются плачевно. То денег в бюджете не хватило, то программу отменили.
В данном случае европейский опыт, когда все договоренности скрепляются контрактом между акционерами и государством – для России это существенная точка роста.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об индустриальном парке в г. Грязи Липецкой области.
А.Д.: Особо отмечу индустриальный парк «Грязи». Проект появился не случайно. В Липецкой области преобладают площадки типа «Greenfield» (т.е. проект с «нуля»), и потенциальные инвесторы, которые хотят сократить сроки входа в регион или Россию, готовые «сегодня» привезти оборудование и не тратить драгоценное время на строительство, согласования и разработку площадки будут иметь такую возможность в мощном транспортном узле Центральной части России.
При этом, резиденты Индустриального парка «Грязи» сразу получают крупных потребителей продукции в кратчайшей транспортной доступности – в регионе расположены такие гиганты, как «Новолипецкий металлургический комбинат», завод холодильников «Whirlpool», 2 Особые экономические зоны федерального уровня.
Считаю, что Индустриальный парк «Грязи» Липецкой области будет хорошим примером именно качественного, партнерского, насколько это возможно, в рамках закона, взаимодействия Бизнеса и Власти. А предприятия, открытие которых мы планируем начать до завершения 2017 года, будут иметь высокую эффективность благодаря такому взаимодействию.