Взгляд

Бывший вице-мэр Липецка

Бывший вице-мэр Липецка Александр Лысов: «Я хочу заняться своим делом»

В начале ноября из администрации Липецка ушел в отставку вице-мэр, а в прошлом бизнесмен, Александр Лысов. Почему он это сделал, как чувствовал себя в «шкуре» чиновника, что потерял, что нашел и куда хочет вернуться? Об этом бывший вице-мэр рассказал «Абирегу».

– Почему Вы ушли из мэрии? Что произошло?

– На все воля Всевышнего... Сразу оговорюсь, я не даю оценок кому-либо или чему-либо. Высказываю сугубо свое личное мнение и делюсь своими мыслями... Ничего и не произошло. Ничего из того, что лично я ожидал как экономист, как антикризисник, как управленец. Я исходил из того, что Липецк живет не на отдельном острове и у нас не замкнутый цикл натурального хозяйства. Экономика города глубоко интегрирована в экономику страны и всего мира. Кризис коснулся нас так же, как и всех. И нужно что-то делать, чтобы ему противостоять. Но ничего из того, что жизненно необходимо для модернизации городского хозяйства, что могло бы создать новые действенные, а не иллюзорные, экономические инструменты для увеличения поступлений в городской бюджет и т. д. не делалось. Вместо того, чтобы срочно разработать экономически сбалансированный план стабилизации городской экономики, вся работа свелась к реорганизации структуры администрации, к избавлению от так называемых людей Гулевского – хотя часть из них является, по моему мнению, опытными профессионалами, которые могли бы сослужить добрую службу на благо города и во славу нынешнего главы. Как это обычно у нас бывает – стали разрушать до основания все ранее созданное, невзирая – работало оно или нет. Я уверен, что пройдет какое-то время, и глава города, как умный человек, на многие сегодняшние события будет смотреть по-другому и оценит их не так, как оценивает сейчас.

– Вы ушли из мэрии – и что в первую очередь изменилось в Вашей жизни?

– Первое изменение, которое я сразу почувствовал, это в разы сократившееся количество телефонных звонков. Заряда батарейки в телефоне стало хватать на два дня. Я отнесся к этой внезапной перемене со здоровым юмором. Большинство людей общаются друг с другом тогда, когда им что-то нужно от тех, у кого есть власть и ресурсы. Такова жизнь.

– Как к этому отнеслась Ваша семья?

– Тому, что я ушел из мэрии, моя семья искренне обрадовалась по той простой причине, что я стал чаще бывать дома, больше с ними общаться. У меня появилось для этого время. Этому изменению в жизни обрадовалась моя мама, так как она очень хорошо понимает, каково быть в этой роли – ведь мой отец много лет руководил районом в Магаданской области. Когда я принял решение работать в администрации, мама не очень одобряла мой выбор. Меня поддержал отец. Это было важно – я всегда ценил его мнение. Он тогда мне сказал, что любая руководящая должность – это не повод возноситься над другими, это просто работа наемным управленцем. Обрадовались мои бывшие коллеги по бизнесу, потому что, в принципе, у меня появилась возможность вернуться туда, откуда я пришел.

– Вы, вообще, что-то потеряли, когда в 2013 году пришли из бизнеса во власть?

– Что я потерял? Главная потеря, как я уже сказал, - нехватка времени. Работа в администрации ограничивает тебя, не дает возможности заниматься тем, что любишь. Она просто поглощает твое время. Я, конечно, с удовольствием работал, целиком отдавая себя работе. Просто мне было всегда больно за своих родных и друзей, которым я меньше стал уделять внимания.

– А много у нас чиновников, которые с головой отдаются работе, забывая про родных, друзей и свои увлечения?

– Много. Вы знаете, в начале моей деятельности в администрации, меня это тоже удивило, так как я пришел в администрацию уже со сформированной нашими СМИ «картинкой» по отношению к чиновникам. Но мои бывшие коллеги, действительно, живут своей работой и часто поступаются ради нее своим временем, своими близкими. Что бы там не писала «желтая» пресса, поверьте – таких людей там большинство!

– Странно... Если они так много работают, почему наша жизнь не становится лучше? Я бы даже спросил, почему с каждым днем она становится все хуже?

– У власти нет цели сделать счастливым каждого горожанина. Она создает условия для того, чтобы каждый смог сам сделать себя счастливым. Если кто-то будет думать, как сделать счастливым каждого горожанина, то для этого не хватит ни сил, ни времени, ни людей. Если вы сами не хотите строить свое счастье и только изливаете желчь в комментариях к заметкам на новостных лентах, то, поверьте, даже самый чуткий чиновник не придет вам помочь и не будет за вас кормить вашу семью.

– И Вы тоже стояли на этой точке зрения?

– Да. Я со своими коллегами, в рамках наших полномочий, старался делать все для того, чтобы создавались экономически благоприятные условия для комфортной жизни в нашем городе. Но при этом всегда считал, что каждый горожанин должен быть социально активным и заботиться о себе, используя те экономические инструменты, которые предоставляет городская власть.

– А что у Вас был за бизнес из которого пришлось уйти?

– Согласно требованиям закона, мне пришлось выйти из учредительства ряда компаний. Так, например, в 2007 году мы с друзьями создали дайвинг-центр в Москве. За пять лет он вошел в десятку лучших центров в России, аккредитованных по системе PADI. PADI – это профессиональная ассоциация инструкторов по дайвингу. С выходом из состава учредителей, в Москву я стал ездить редко, отношения с коллегами по дайвингу охладели, и этот бизнес ушел от меня навсегда.

– У Вас же были и другие бизнес-проекты?

– Да, был ряд компаний, в которых я участвовал в разных ролях: в качестве соучредителя, партнера, проект-менеджера. Из успешных, известных на рынке, могу назвать группы компаний «Юнистрой», «Велесстрой», «Рускомстрой», «Вектор». Также много лет сотрудничал, а затем и работал директором регионального развития в НИИ налогообложения Российской академии экономических наук и предпринимательства в вопросах финансово-хозяйственного и налогового консалтинга.

– Ваша зарплата не компенсировала то, что Вы могли бы иметь, оставаясь в бизнесе?

– Зарплату в администрации нельзя сравнивать с зарплатой управленца аналогичного уровня в бизнес-структуре. Это изначально проигрышное сравнение, так как она намного ниже.

– Зачем Вы пошли во власть?

– У меня был, по крайней мере, один очень серьезный повод пойти работать в администрацию. Я имел свой собственный опыт работы в бизнесе и хотел «выпрямить» или упростить взаимоотношения бизнеса с органами власти. Я в первую очередь хотел создать четкие и понятные условия во взаимодействии малого и среднего бизнеса с городской властью. Частично мне удалось это сделать. Я думаю, что от этого выиграл не только бизнес, но и город.

– Что Вы успели сделать за три с небольшим года?

– Далеко не все что хотел. На мой взгляд, основной результат моей работы в департаменте экономического развития состоит в том, что мы подготовили стратегию социально-экономического развития Липецка до 2035 года, которую уже приняли как комплексный документ в горсовете депутатов. Не знаю, как эту работу сделал бы кто-то другой, но мы с коллегами делали ее с душой. Я старался не допустить, чтобы это был очередной талмуд на полке. Очень хочется, чтобы город действительно по нему жил. Чтобы потом мы – мои коллеги по работе и единомышленники – могли сами себя уважать. В этом проекте у меня, как у липчанина, был личный интерес. Мой младший сын в 2035 году закончит ВУЗ. И то, каким он вырастет – останется ли он здесь рядом со мной или уедет отсюда и будет искать себя в другом городе или в другой стране – как раз и зависит от того, каким мы сделаем наш город. А это зависит от плана стратегического развития. И можно сказать, делая этот план, я думал о липчанах будущего так же, как думал о своем сыне.

– А текущая работа?

– В 2015 году наш департамент обеспечил 500 млн рублей (или 50%) неналоговых поступлений в бюджет города. Мы изменили подход к расчету арендной платы за использование муниципального имущества – это дало возможность увеличить собственные доходы мэрии до 20%. Также мы добились, чтобы городские МУПы перечисляли в бюджет не 10, а 25% своей прибыли. Мы дали предложения по реорганизации самих МУПов. В рамках деятельности управления координации потребительского рынка внедрили аукционную систему в сфере развозной и разносной торговли. Это только небольшая часть работы нашего департамента.

– В качестве вице-мэра Вы ничего не успели сделать?

– Да, у меня не было времени реализовать то, что я хотел. Но с мая по октябрь было сделано немало перспективных наработок в сфере как инвестиционной привлекательности города в целом, так и в рамках реализации конкретных проектов. Успел поработать и с потенциальными инвесторами.

– Я читал, что Вы спасли от поглощения Липецким областным банком ряд объектов муниципального имущества на сумму 126 млн рублей?

– Это была наша текущая и результативная работа. Объекты, про которые Вы говорите, были отданы мэрией в залог банку. Я не буду вдаваться в подробности, скажу только, что банк мог забрать их у города и, скорее всего, забрал бы, но мы потратили на работу 14 месяцев и вернули их муниципалитету.

– Чем Вы собираетесь заняться теперь?

– Я хочу заняться своим делом – девелопментом, а уже как продолжением этой деятельности – внедрением, развитием, реализацией новых идей. Это основной лейтмотив на ближайшие два-три года. Я хочу вовлечь в это направление старшего сына. Площадку для реализации своих идей он с единомышленниками уже сам создал. Их компания получила статус резидента в «Технопарк – Липецк». Мне есть для кого жить – у меня есть семья.

– Если Вам предложат вернуться обратно во власть – Вы вернетесь?

– Все зависит от того, что это будет за предложение. Я готов работать в том же режиме, как и последние три с лишним года, но только там, где действительно могу быть полезен, результативен, где смог бы реализовать свои идеи и делать то, что необходимо городу, области и стране – как бы пафосно это ни звучало.

Виктор УНРАУ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
13:24 05.12.2016

Комментарии

Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Удивлен! Недавно только липецкий предпринимательский состав грязью поливал. А теперь сам в бизнесмены! Раздвоение что ли?
Ну, вот - не верю в наших чиновников на 100%! Конечно в городе что-то делается, но это в основном после массовых жалоб жильцов или руками бизнеса (отнюдь не Администрации). Вот попилить места после смены старого руководства, как вы правильно заметили, и получить соответствующие дивиденды - это основная суть наших чинушей!!! до народа ли?!