Взгляд

Дорожный ревизор: проверим новые липецкие дороги на прочность

В 2020 году ремонт нескольких ключевых дорожных объектов закончился рядом скандалов – срыв сроков, некачественное исполнение, изменение проектов на ходу. Дорожная тема вызывает недовольство липчан уже не первый год, и мы решили  обратить на неё особо пристальное внимание. Наш новый проект «Дорожный ревизор» направлен на инспекцию недавно сданных объектов и проверку их качества. Удачно или провал? При поддержке  общественных организаций и прокуратуры области мы проинспектируем «свежие дороги» и при выявлении нарушений приведём ответственных к ответу. Мы пообщались с представителями таких общественных организаций Липецка, как «Убитые дороги» и «РосЯма» о проблемах липецких дорог, недобросовестных подрядчиках и действиях администрации.

Стас Буряков, «Убитые дороги».

 - Пройдёмся по горячим следам – все ли дороги, сданные в прошлом году, на ваш взгляд, были выполнены качественно?

- Самым значимым объектом был, наверное, проспект Победы, а точнее вторая его часть. Его ремонт затянулся на два года, и было очень много нареканий по поводу качества асфальтового покрытия.  Вроде бы едешь по новой дороге, а ощущение, что по отремонтированной: постоянная вибрация колес, ямы незаметные визуально, но ощутимые при движении. Эти нарушения в этом году были частично исправлены подрядчиком, то есть это было явно не субъективное мнение автолюбителей, а действительно значимые дефекты. К тому же есть много нюансов по оснащению знаками, светофорами: они не везде были установлены, а где были, не везде правильно работали, не было так называемой «зелёной волны» и на сегодняшний день она условная. Очень своеобразно была проведена проектная работа, сейчас проехать проспект Победы достаточно сложно без остановок, поскольку расстояние между светофорами меньше километра.

Последние несколько лет в Липецке мы сталкиваемся с такой ситуацией, что проектировщики как будто бы совсем не знают город. Так, например, на том же проспекте Победы есть примыкание к  улицу Механизаторов, где, несмотря на то, что изначально было четыре полосы на выезд, стабильно вечерами скапливалась крупная пробка. После реконструкции количество полос уменьшили до трёх, то есть увеличили и без того широкую пешеходную зону, а проезжать стало ещё сложнее. Сама дорога ценой в сотни миллионов в больших заплатках из-за того, что подрядчик её переделывал.

Вторым значимым проектом была дорога на улице Баумана, которая последние несколько лет вообще не ремонтировалась. Дорога очень популярная, поскольку она направлена на выезд из Липецка в сторону Тамбова, ежедневно там вечерами образовывались пробки.  Работы на ней обошлись в крупную сумму, если не ошибаюсь около 200 млн рублей, но визуально эта дорога не стоит этих денег. К качеству асфальта сложно было придираться на начальном этапе строительства, не считая того, что часть работ проводилась все-таки с нарушением – асфальт укладывался в минусовые температуры. Первое, что было замечено на этой дороге – разошлись швы между полос, подрядчик это тоже исправлял, но, опять же, дорога новая, а уже с заплатками. Также большой вопрос к самому проекту: вдоль дороги находится частный сектор, частные дома с гаражами и выездами с дворов. Не создано практически ни одного съезда, то есть люди вынуждены переезжать тротуар с бордюрами, выезжать на газон (которого нет, а по проекту должен быть), и только тогда они смогут оказаться на дороге. Конечно, при такой ситуации не может идти и речи о безопасном движении.

На тротуарах нет того покрытия, которое должно быть в проекте – там была запланирована тротуарная  плитка, а по факту лежит асфальт. Также не продумана ливневая канализация ни в каком виде и, когда начинаются дожди, вся вода стекает к людям, к частным домам и затапливает тротуары. То есть во время дождя можно пользоваться только самой дорогой и пешеходы вынуждены выходить на нее, чтобы обойти как-то лужи.

- Насколько администрация участвует в процессе ремонта и сдачи дорог?

- Это удивительная для нашего города, да и для России в целом ситуация, когда отыгрывается тендер, выбирается подрядчик и в последующем меняются какие-то условия этого тендера, объекта, который был разыгран. На примере улицы Баумана: если согласно проекту должна быть положена тротуарная плитка, то она должна была быть, нельзя сыграть тендер, а потом решить, что она не нужна. Ведь некоторые подрядчики могли вообще не участвовать, из-за того что никогда не работали с этой плиткой, из-за того, что этот объект не их профиль.

В прошлом году на проспекте Победы мэр города выступала против определенного цвета плитки, который ей не нравился, и плитку должны были заменить, а это тоже полностью нарушает тендерный регламент. По сути, отыгранный проект никаким образом нельзя менять и условия, которые там прописаны должны быть соблюдены. Мы постоянно сталкивались с тем, что сделанные работы чему-то не соответствовали – где-то ширине полотна, где-то качеству асфальта.

В этом году мы впервые столкнулись с ситуацией, когда на площади Победы у нас больше месяца не укладывали асфальт, который был срезан и уже был уложен выравнивающий слой. И администрация города остановила работы, потому что её не устроило качество выравнивающего слоя асфальта. Это вообще нонсенс, поскольку по факту дороги принимают, когда асфальт уже уложен, все работы уже закончены, приезжает комиссия, берут срезы асфальта, оценивают ширину дороги, уклоны и т.д.

Здесь же на этапе черновых работ был остановлен объект, это на самом деле очень странно. Мы больше месяца спотыкались об этот срезанный асфальт и вообще не понимали, чем всё закончится. Асфальт в итоге уложили, однако какой-то системной работы все ещё нет. Так, например, сейчас ведутся работы на улице Зегеля, которую обещали запустить ко дню города, но вовремя, конечно, у нас ничего не запускается. Тендер тоже удивительный, там нет, как такового, проекта визуального, хотя он тоже стоил порядка 7 млн рублей. В тендере по ремонту дороги указан просто список мероприятий, который планируется сделать – снять асфальт, положить асфальт, то есть без каких-либо указаний о количестве полос, остановочных павильонах, парковочных местах. После отыгрывания тендера мэр с подрядчиком вышли на улицу и решали, как эти дороги будут выглядеть. Это не правильно, как вообще подрядчик может понять свою прибыль от такого проекта? Вдруг внезапно на этом участке потребуется подземная парковка или какие-нибудь реликтовые деревья, которые увеличат стоимость в сотни раз. Что будет делать подрядчик? Он уже подписался под определенной суммой. Действий со стороны контролирующих органов нет, все просто наблюдают за активными действиями мэра и ее команды.

Владимир Костров, «РосЯма».

- Нарушений довольно много, даже мелких. Недавно делали кольцо у Центрального рынка и там уже проблемы с люком и ливнёвкой, в последний раз, когда я там проезжал, было много воды.

На проспекте Победы и улице Космонавтов также бесконечные лужи и через пешеходные переходы просто невозможно перейти после дождя, приходится около 10 метров идти по самой дороге, что не безопасно. 

Я обратился в департамент дорожного хозяйства через приложение «Решаем вместе» по поводу улицы Космонавтов 5, мне дали максимально смазанный ответ по поводу люка – вода скапливается из-за переноса пешеходного перехода, люк раньше был чуть дальше, это не их проблемы. Но раз вы планируете проект реконструкции, то и люк переносите. Они обычно отвечают на такое, что это был ремонт, а не реконструкция. Сами проекты очень кривые.

На улице Баумана не было ливневки, прокуроры дали понять, что нужно это исправить, но никто ничего не делает. Каналы прорыли и на этом вся бурная деятельность закончилась. А по Баумана мне даже писали люди, что есть участок, по которому ходят школьники, а после дождя там просто море, ногами не пройдёшь.

- А что насчет областных дорог?

- С загородными дорогами всё проще, потому что там нет ливнёвок и бордюров. Но и там часто бывают неровности. Если раньше была очень заметна приятная разница при съезде со старой дороги на новую, то последние годы её практически нет – дорога кривая.  С асфальтом все более-менее нормально, ведь на глаз мы не можем определить его плотность. А как ещё понять, что с асфальтом что-то не так? Пока он не начнёт проваливаться и разваливаться, мы этого не увидим.

Виктория ШАПРАНОВА

17:40 05.08.2021