Как рассказал заместитель начальника управления дорог и транспорта Олег Князев, за последние годы в регионе в несколько раз сократилось число легальных такси. Перевозчики предпочитают отказываться от возможности легально работать из-за значительного количества ограничений.
В целом участники рынка считают, что разрешение на работу в такси не влияет на качество и безопасность перевозок. Однако бесконтрольности в таксомоторном бизнесе допускать нельзя. Водители должны проходить медицинские и технические осмотры, поддерживать высокий уровень сервиса, а также платить налоги в бюджет. Участники встречи обсудили существующие пути создания контрольных механизмов путём принятия соответствующих региональных нормативных правовых актов.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила, что изучение специфики регионального законодательства позволило проработать пути адаптации местных нормативных правовых актов к новому федеральному закону.
«Взаимодействие между бизнесом такси и правительством Липецкой области необходимо выстраивать с позиции открытого диалога. Мы со своей стороны оказываем консультативную помощь, как таксомоторным компаниям, так и представителям органов региональной власти. В текущей ситуации сжатых сроков необходим плавный переход к новому федеральному законодательству, включающий широкое информирование таксистов о новых требованиях к легальной деятельности. Если перевозчики будут не готовы, то агрегаторам не с кем будет работать после 1 сентября», - сказала Ирина Зарипова.
Отдельно остановились на работе федеральной государственной информационной системы легковых такси. Руководитель проекта ГИС Такси ФГБУ «СИЦ» Минтранса России Владимир Колодчиков проинформировал, что сейчас ведомство занимается созданием и поддержанием работоспособности информационной системы, предназначенной для исполнения регионами норм нового федерального законодательства. На данный момент уже разработано и направлено на рассмотрение в Госдуму положение о ФГИС ЛТ.
Система начнёт работу с 1 сентября 2023 года. При этом эксперты напомнили, что все разрешения, полученные до этой даты, будут действовать до окончания их срока. Существующий сейчас единый реестр будет разбит на два: перевозчиков и транспортных средств. Причём данные из него будут перенесены автоматически.
«От нас будет рассылка по исполнительным органам регионов, чтобы собрать информацию, кто по какой системе готов работать: своей или федеральной», - сказал заместитель директора департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый.
Так как ФГИС такси не предназначена для приёма заявлений на выдачу разрешений, эту функцию могут взять на себя государственные или региональные сервисы. В Минтрансе России добавили, что к 2024 году они планируют наладить межведомственное взаимодействие системы с МВД и ФНС. Также есть намерение создать ресурс по проверке путевых листов через ФГИС. Но реализация данного проекта намечена не в текущем году.
На заседании особо подчеркнули, что нельзя препятствовать работе легальных перевозчиков. Необходимо сделать переход к новому законодательству максимально плавным, а также создать все условия для легализации рынка. Олег Князев отметил, что в Липецкой области не планируют вводить требования к цвету машин такси или ограничивать количество автомобилей перевозчиков. Также в регионе не будут проводить аттестацию на знание местных достопримечательностей. Все это направлено на привлечение водителей в легальные перевозки.
На совещании были высказаны пожелания об отсрочке исполнения ряда норм закона для самозанятых. Кроме этого, представители таксомоторного бизнеса попросили организовать взаимодействие по созданию региональной нормативно-правовой базы для реализации закона.
Участники совещания отметили, что, так как новый закон предусматривает лишение разрешений за отсутствие специального ОСАГО для такси, важно до 1 сентября решить проблему с отказами в автостраховании для такси. Также требуется сделать доступной «автогражданку» для самозанятых.
По словам председателя липецкого регионального отделения «Опора России» Николая Запсельского сейчас самозанятых насчитывается примерно 20%, но после 1 сентября их может стать значительно больше. Поэтому решение проблемы получения ОСАГО для них так важно. Также он предложил ввести переходный период на полгода для предоставления справок о судимости.
«Имеющиеся справки о судимости не дают объективно понятной информации об отсутствии судимости. Необходимо разработать методические рекомендации по прочтению справок от МВД. Так как в них по факту не раскрывается тяжесть статьи и возможность для дальнейшей работы», - Николай Запсельский.
Представители служб заказа такси отметили, что в существующем виде некоторые нормы для самозанятых работать не будут. Это связано и с дороговизной страхования машин такси, и с отсутствием в регионах достаточного количества круглосуточных медицинских кабинетов для прохождения медосмотров. Поэтому на заседании было предложено ввести треёхлетний мораторий для самозанятых.
«Для примера, в Липецке надо чтобы на линию выходило до пяти тысяч автомобилей. Из 57 работающих сейчас медпунктов только пять смогут обслужить самозанятых. Поэтому выполнить требование федерального законодательства невозможно. Та же проблема и с техосмотрами в областных городах. Предлагаем ввести мораторий на три года на требования к самозанятым в новом законе. Нельзя недооценивать самозанятых граждан. Самозанятый – это самый безопасный игрок на рынке, так как он берёжет себя и собственный автомобиль», - сказал в своем выступлении генеральный директор такси «Максим» Максим Шушарин.
Егор ОРЛОВ