Взгляд
Бывший главный архитектор ОАО «Липецкгражданпроект», Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный архитектор России

Проблема транспортных систем и возможные пути их решения

Важная проблема, которую следует учитывать при проектировании – это транспортная схема города. Начиная с конца двадцатого века, транспортной структуре не уделялось должного внимания при составлении планировки областного центра. Конечно, все это легко объясняется. Транспортные потоки не являлись серьезной проблемой, так как автомобилей в городе на тот момент было мало и двухрядное движение, даже при наличии трамваев не доставляло особых хлопот. Вопрос в другом, почему в свое время никто не предвидел роста транспортных средств на городских магистралях? Ведь такой прогноз легко можно было осуществить, и тем самым, не позволить данной проблеме дорасти доныне существующих колоссальных масштабов.

Проблема загруженности улиц начала возникать в последнее десятилетие, в связи с ростом автомобильного транспорта заполонившего весь город. Тогда жители областного центра, которые слышали о больших пробках только по телевизору, столкнулись с этим лично. Беда мегаполисов добралась и до провинциального Липецка. Но самое страшное, что с каждым годом ситуация с заторами на дорогах сильно осложняется. Я помню, как еще пару десятилетий назад, москвичи завидовали нам, что мы можем спокойно ездить по городу, не боясь на полчаса застрять в пробке. А сейчас, мы уже завидуем районным центрам, что они пока не испытывают таких трудностей в передвижении. Но самое страшное состоит в том, что, несмотря на ожидающий нас коллапс, мы почти ничего не предпринимаем. Только лишь на незначительное время пытаемся отсрочить его приход. При этом, наивно полагая, что транспортная проблема решится сама собой.

В Липецке есть несколько проблемных узлов. Один из них - площадь Победы. Если раньше гигантские пробки на этом участке были только по пятницам, то сейчас их можно наблюдать чуть ли не каждый день. Причем заторы вышли далеко за границы вышеупомянутой площади. Они начинаются на перекрестке улиц Советской и Горького и заканчиваются на проспекте Победы в районе остановки Юных Натуралистов.

Но не все в областном центре так плохо. К счастью еще остались узлы, которые относительно свободны от заторов. Пример тому - правобережная часть Липецка. Там сложились две главные магистрали достаточной ширины, которые регулируют въезд в город и выезд из него. С северной стороны – магистраль, идущая вдоль железной дороги по улицам Московская, Гагарина, Студёновская с выездом на Свободный Сокол и далее на райцентр Доброе. С южной стороны – магистраль вдоль реки Воронеж: проспект Победы, улица 50 лет НЛМК, объездная дорога вдоль Нижнего парка и далее в направление того же Свободного Сокола. Эти развязки действительно выполнены на совесть и значительно разгружают центральную часть города. Причем пересекающие их продольные и поперечные улицы практически не создают заторов.

Наиболее сложный узел, кроме площади Победы – кольцо Трубного завода. В последние годы институт «Липецкгражданпроект» совместно с воронежскими проектировщиками разработали эскизы двухуровневых развязок, на этих проблемных участках. Их строительство поможет решить проблемы разгрузки транспортных потоков. Если реализовать данный проект, мы бы надолго забыли, что такое пробки. К тому же, это благотворно скажется на экологической ситуации в городе. Липчане бы вздохнули с облегчением. Без развязок мы только будет продолжать увеличивать пробки.

Но если у кольца Трубного завода есть хоть какой-то, пусть и мизерный шанс, что в недалеком будущем все же появится двухуровневая развязка, то на площади Победы на такой подарок судьбы уже рассчитывать не придется. Памятник Победы, который собираются построить на этом месте, навсегда лишит возможность сооружения здесь эстакады. Представьте себе, какие пробки тут будут после возведения монумента. Город своей застройкой двигается в Юго-Западном направлении. В перспективе будет сооружен город-спутник «Романово» и нагрузки на площадь Победы и кольцо Трубного завода возрастут в разы.

Второй важный момент, который мне хотелось бы затронуть в этой статье - размещение автомобильных стоянок в новых микрорайонах и улицах перед общественными зданиями. Эта проблема в нашем городе стоит также остро, как и дорожные пробки. И решается она также просто, достаточно лишь профинансировать ряд проектов, чтобы навсегда забыть о ней. К примеру, когда институт «Липецкгражданпроект» разрабатывал эскизы планировки 7-го жилого района, мы согласно нормам, для каждой группы домов предусматривали автостоянки. Сейчас же некоторые инвесторы, застраивая микрорайоны, по мере возможности стараются не брать в расчет подземные и надземные стоянки. В итоге, мы получим те же проблемы, которые сейчас существуют в 27 микрорайоне. Он уже давно стал у липчан притчей во языцех. Во дворы не то что, машине не проехать, жильцам к своим домам добраться проблематично – приходится кое-как лавировать между чуть ли не стоящих друг на друге автомобилей. Поверьте, если не принять соответствующих мер, такой ужас ждет жителей 29, 30, 32, 33 микрорайонов. Почему же никого не интересует, где будет стоять тысяча автомобилей?

В заключении остается добавить. Сейчас идет подготовка к рассмотрению генерального плана города Липецка, который разрабатывается в Санкт-Петербурге. Думаю, что вопрос транспорта должен быть основным на публичных слушаниях, с учётом реальной численности населения и градообразующих факторов.

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
12:38 03.10.2014

Комментарии

О чем статья? О том что и так все прекрасно знают? Почему из новых микрорайонов автор упомянул только про 27, он там проживает? Где варианты решения проблем? Гражданпроект по прежнему продолжает "осваивать" подачки из бюджета, а толку от этого ноль