- Заводу «Йокохама» в Липецке чуть больше четырех лет. Как оцениваете успешность его работы за это время?
- В первые годы работы предприятие обычно недотягивает до анонсируемой мощности. Так было и у нас. Но это совершенно нормально – таков процесс развития нового производства. Поэтому почти год мы концентрировали все свои усилия на том, чтобы окончательно запустить завод и довести его мощность до проектной. К 2014 году предприятие было практически готово к работе на полной производственной мощности, но тогда мы еще не получали достаточного количества заказов. В связи с этим наши продажи были несколько ниже запланированных. Но уже во второй половине 2014 года спрос повысился и объемы нашего производства и продаж начали расти. Так мы и вышли на максимальную мощность. 2015 год оказался для нас вполне удачным. Да, первые восемь месяцев мы не дотягивали до полной загрузки, но потом ее даже превысили, выпуская 5,2 тыс. шин в сутки. Сейчас завод работает стабильно на полной загрузке. Этого удалось достичь в том числе благодаря установке дополнительного производственного оборудования.
- Это оборудование усилило сборочное производство?
- Да. Сам процесс производства шин очень сложный. Это и подготовка сырья, и смешивание, и процесс производства частей шины, их сборка и вулканизация. Как правило, участок подготовки сырья и участок миксинга занимают большую часть производства, и там расположена, естественно, более значительная по масштабу часть оборудования. Что касается сборки, мы добавили к этому процессу еще одну группу оборудования – одну сборочную машину и шесть вулканизаторов, что позволило нам повысить производственную мощность.
- О более масштабном расширении думаете?
- Сегодня мы обсуждаем, насколько целесообразно расширять наш завод. Российский рынок находится в очень неспокойном состоянии, поэтому в данный момент сложно принять какое-либо окончательное решение по этому вопросу. Подождем до лучших времен.
- Что принципиально отличает липецкий завод от других предприятий компании «Йокохама»?
- Я работал на многих заводах компании: и в США, и на Филиппинах, в Китае, Таиланде, Японии. Могу со всей уверенностью заявить, что завод в Липецке – самый чистый завод нашей группы. Несмотря на то что предприятие работает уже чуть больше четырех лет, здесь пол блестит так, что свет в нем отражается. Настолько он чистый.
- Завод пока не работает в прибыль?
- Нет, еще рано говорить о чистой прибыли и рентабельности, предприятие пока себя не окупило. Тем не менее у нас есть прекрасная новость: 2015 год стал первым годом, когда липецкое предприятие получило операционную прибыль. Поэтому планы на будущее у нас оптимистичные. Осталось, чтобы этому поспособствовали еще и экономические условия.
- Ситуация в экономике сегодня действительно тяжелая для всех, и рынок автошин не исключение. Видите свет в конце тоннеля?
- Сейчас условия на рынке очень жесткие, потому что ситуация меняется даже не с каждым месяцем, а с каждым днем. Сложно сегодня принять решение, в каком направлении двигаться. Создается такое чувство, что мы плывем на лодке в шторм.
- И как вы справляетесь с такими условиями, со «штормом»?
- Я увлекаюсь парусным спортом уже 30-40 лет, поэтому люблю плавать в шторм (смеется). Ну а если говорить серьезно, то рубль упал сейчас где-то в два раза по сравнению с уровнем прошлых лет. Соответственно, цены на импортные товары пропорционально возросли. Все импортеры сейчас столкнулись с одинаковыми трудностями: всем сложно получить прибыль. Но не все так плохо. У нас, например, есть большое преимущество перед импортерами шин: наш завод находится здесь, в России. Этот позитивный момент нельзя не учитывать. Ну а чего мы действительно не учли, так это мягкую зиму. Она нас очень подвела в этом году. Для людей это, может, и хорошо – кому как нравится. А вот производителям зимних шин не повезло: спрос из-за теплой погоды сильно упал.
- У вас основные поставки шин осуществляются в России?
- Да, Россия у нас в приоритете. Крупнейший регион сбыта – Центральный округ, далее – Северо-Западный. Также мы поставляем шины на Дальний Восток, Урал, в Сибирь и на Кавказ. Мы стараемся разнообразить географию продаж, покрыть всю Россию, но пока порядка 30-40% сбыта приходится именно на ЦФО.
- Как оцениваете свой опыт взаимодействия с российскими госорганами?
- Мы работаем в экономзоне, где есть множество льгот и преференций, таких как освобождение от некоторых видов налогов, таможенные льготы. Я очень доволен такими условиями работы.
- Настолько все идеально?
- Все идеально быть не может, конечно. Например, для работы в экономзоне нужно соблюдать множество документальных формальностей, в том числе и для того, чтобы вывезти или ввезти продукцию на территорию ОЭЗ. Если бы можно было упростить этот документооборот, то мы были бы очень рады. Ну а в целом, конечно, нисколько не жалеем, что построили завод именно здесь.
- А почему вообще «Йокохама» остановила свой выбор на ОЭЗ «Липецк»?
- Тогда, в 2008 году, когда принималось решение о строительстве завода, Липецк в принципе был новым регионом. До принятия решения представители нашей компании посетили очень много особых экономических зон, технопарков, для того чтобы сравнить условия работы. И в большинстве случаев эти технопарки представляли собой просто голое поле, которое подходило для выпаса скота, но не для строительства завода. Когда мы приехали в особую экономическую зону «Липецк», мы увидели уже практически готовую инфраструктуру: дороги, кабельные магистрали и т.д. Это, конечно, нас впечатлило. Ну и кроме того, ОЭЗ «Липецк» расположена очень близко к Москве, к основному рынку сбыта. Эти факторы как раз и определили наш выбор.
- Какие у вас ожидания от этого года?
- Думаю, если оценивать год в среднем, то загрузка мощностей должна составить примерно 90%. Последний квартал, как обычно, приходится на производство летних шин. Зимние шины выпускаем в течение полугода, начиная с марта. С зимними шинами, как я уже говорил, ситуация сложная, и с прогнозами надо быть осторожнее. А вот в спросе на летние шины мы уверены, он для нас в последние сезоны был успешен. Целью нашей компании в 2015 году было занять свою долю рынка – она составила около 8,9%. Мы справились с этим. Уверен, что сможем эти позиции укрепить.
Галина УРМАНОВА
Валентина БИРЮКОВА
Комментарии
гость