Влияние кризиса
По словам гендиректора компании Александра Афанасьева, экономический кризис не повлиял на финансовый результаты компании.
«Да, как ни странно, экономический кризис не оказал сильного отрицательного влияния на наш общий финансовый результат. Понимая всю сложность ситуации, в которой мы работаем, мы предприняли ряд шагов, чтобы нивелировать последствия спада в экономике. Во-первых, мы активно развиваем наше сотрудничество на новых территориях, расширяем сетевые продажи и, таким образом, поддерживаем объем продаж. Во-вторых, падение спроса произошло в основном на премиальные марки и сорта мороженого где-то на 30-40%. Спрос на мороженое в экономном среднеценовом сегменте, наоборот, вырос. Например, по одной из наших марок – лидеров среднего сегмента (мы ее называем гостовской маркой) продажи выросли самым значительным образом», – рассказывает господин Афанасьев.
Переориентация покупательского спроса, как отметил руководитель службы маркетинга АО «ЛХК» Николай Корягин, имеет вполне логичное объяснение.
«У людей банально не хватает денег на хороший продукт. В этой связи появилась продукция субэкономсегмента с полочной ценой около 12 рублей. К сожалению, складывается ситуация, когда часть покупателей уже не смотрит на качество. На первом месте оказывается просто цена продукта. Соответственно, и ожидания от такого мороженного – белое, сладкое и пахнет ванилином. Разумеется, говорить о пользе такого молочного продукта не приходится», – говорит он.
Генеральный директор АО «Липецкий хладокомбинат» отметил, что компания еще не решила, готова ли она производить продукцию в данной ценовой нише.
«Если покупательская способность наших потребителей и дальше будет снижаться, возможно, компании придется пересмотреть свои позиции и подумать о выпуске продукта по минимальной цене, сохранив приемлемое качество», – подчеркивает Александр Афанасьев.
Обеспечение необходимого уровня качества, по словам господина Афанасьева, – одна из главных забот предприятия. О качестве начинают думать еще на стадии приобретения сырья.
«Я могу сказать, что найти качественное молочное сырье очень непросто. И то, что не входит в наше понимание качественного сырья, мы не принимаем или возвращаем даже тем поставщикам, которых считаем надежными», – рассказывает Николай Корягин. На комбинате осуществляется входной контроль качества, и все сырье, прежде чем поступить на конвейер, обязательно тестируется в лаборатории.
Модернизация производства
Несколько последних лет компания потратила на модернизацию ключевых цехов. На первое место здесь ставят строительство нового компрессорного цеха. В нем установили 12 компрессоров японской компании Myсom. Это позволило на 10 тонн снизить потребление аммиака при производстве холода. Помимо общего снижения затрат на производстве в компании отметили важность еще одного аспекта – социальной ответственности предприятия перед жителями Липецка.
«Мы стремились добиться 100% безопасности работы предприятия и жителей города. Такого рода реконструкцию на постсоветском пространстве мы сделали одними из первых. Мы поставили настолько совершенное оборудование, что полностью исключили утечку аммиака», – говорит Александр Афанасьев.
Кроме того, на АО «ЛХК» было проведено техническое перевооружение существующей паровой котельной. Вместо старых поставили три новых котла с горелочными устройствами Weishaupt.
Событием, которое ознаменовало смену технологических эпох на Липецком хладокомбинате, стал переход на производство мороженого на оборудовании IGLOLINE польской компании Ice Group. Оно заменило линию ОЛВ, разработанную на Капсукском заводе имени 50-летия СССР еще в 1976 году.
«Линия IGLOLINE на производстве вафельных стаканов заменила шесть линий ОЛВ. То, что раньше мы делали за три месяца, сейчас можем произвести за две недели», – говорит Александр Афанасьев.
Конкуренция
Рынок мороженого является высококонкурентным. Как рассказали маркетологи предприятия, сейчас очень многие крупные игроки российского рынка пытаются расширять географию продаж. И это ужесточает конкуренцию. Оставаясь в числе лидеров в регионах своего присутствия, АО «ЛХК» конкурирует и с местными производителями в этих регионах, и с транснациональными, и с крупными российскими компаниями. В том числе с такими игроками, как ООО «Инмарко», «Айсберри», ООО «Нестле Россия», «Русский холод» и рядом других.
Нешуточным местом конкурентной борьбы становится ограниченное пространство в холодильниках, установленных в сетевых и розничных магазинах.
«Если раньше холодильник в торговых сетях принадлежал двум-трем производителям, то сейчас он может принадлежать десяти. Сети отслеживают продажи и оставляют в своем ассортименте только те позиции, которые они считают успешными, которые массово продаются и приносят деньги», – рассказывает Николай Корягин.
Сегодня ЛХК производит не менее 80 видов мороженого. Несколько успешных новинок, по словам Александра Афанасьева, появилось в этом году. В их числе – детское мороженное, которое получило знак-сертификат «Лучшее детям», завоевав Гран-при во всероссийской программе по продвижению и развитию лучших товаров российских производителей для детей.
Экспортное направление и Крым
Кроме российских регионов АО «ЛХК» поставляет мороженое за рубеж. В 2002 году компания получила сертификат соответствия своей продукции международному стандарту ИСО 9001:2000, а в 2013-м – регистрационный номер IPM-48/3, который предоставил возможность предприятию экспортировать продукцию в страны ЕС.
«Мы имеем разрешение на торговлю с европейскими странами и с КНР. И несмотря на то что международная торговля – это не так просто, у нас есть определенный задел, который позволит развивать экспортное направление», – говорит Николай Корягин.
Последний успешный проект АО «ЛХК» – организация поставок липецкого мороженого в Крым, где, вообще говоря, его производство развито довольно слабо. Специально под этот проект компания закупила три десятитонных рефрижератора.
Виктор УНРАУ