- Вячеслав Михайлович, благодаря чему удалось привлечь в бюджет сверх плана 3,4 млрд рублей?
- Успешное исполнение бюджета слагается из многих факторов. Не последнюю роль играет и целенаправленная борьба с «серыми» зарплатами, начатая несколько лет назад. Только в прошлом году она принесла в казну порядка 500 млн рублей. Работодателям сложно найти аргументы против выводов муниципальных комиссий по легализации заработной платы, в состав которых входят глава администрации, прокурор, руководитель местной полиции и налоговой службы, представители общественных организаций. Как правило, все вызванные на комиссию для объяснений работодатели принимают решение о повышении оплаты труда своим работникам. В отношении тех, кто не намерен исправлять допущенные ошибки, материалы передаются в органы прокуратуры. Информация о недобросовестных работодателях публикуется в местных СМИ. Это дает возможность и работникам предприятий, и жителям соответствующих муниципалитетов быть информированными о том, какие нарушения трудового и налогового законодательства были допущены со стороны того или иного работодателя, а также какие решения приняты по их устранению. Дополнительные доходы получены и благодаря динамичному развитию региональной экономики. В прошлом году во всех ключевых отраслях выросли объемы производства. Сразу несколько производств открылись в особых экономических зонах.
- Какой вклад в бюджетную копилку вносят липецкие ОЭЗ?
- В прошлом году они принесли в бюджеты всех уровней порядка 2 млрд рублей, половина этой суммы поступила в областную казну. Для полноты картины важно учесть еще и синергетический эффект. Возникает он из-за того, что расположенные в ОЭЗ предприятия нередко размещают свои заказы на липецких заводах, обеспечивая тем самым и новые рабочие места, и дополнительные платежи в бюджет. Словом, затраты на создание экономзон окупаются дополнительными налоговыми поступлениями в бюджет, которые год от года будут только возрастать. Напомню, ОЭЗ «Липецк» привлекла более 50 млрд рублей инвестиций. На ее территории создано свыше 3,6 тыс. рабочих мест. Динамично развиваются и особые экономические зоны регионального уровня. Российский и зарубежный бизнес вложил в них 31 млрд рублей, благодаря чему на новых заводах уже трудятся более 1,8 тыс. жителей региона. У нас, по сути, созданы все условия для экономического роста, которые и укрепляют тем самым доходную базу бюджета. Появятся и новые формы поддержки компаний, вкладывающих деньги в развитие нашей территории. Речь, в частности, идет о региональных инвестиционных проектах, открывающих интересные возможности для бизнеса.
- Нельзя ли рассказать об этом подробнее?
- Недавно субъектам федерации предоставили дополнительные полномочия, позволяющие вовлекать бизнес в региональные инвестиционные проекты. За участие в них будет снижаться ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет. Но эту льготу получат только те инвесторы, что вложат в экономику Липецкой области не менее 50 млн рублей. Несмотря на то, что региональным инвестиционным проектам посвящена отдельная глава Налогового кодекса, каждому субъекту федерации необходимо создать свою нормативную базу. Такая работа сегодня идет и у нас. Полагаю, что уже в этом году будут определены первые инвестиционные проекты.
- А как привлекаются ресурсы из федерального бюджета?
- Привлекая финансовые ресурсы из федерального бюджета, регион получает дополнительные возможности для своего развития. Только в прошлом году Липецкая область получила без малого 11 млрд рублей. Без такой помощи нам было бы намного сложнее осуществлять масштабные инфраструктурные проекты, будь то создание особой экономической зоны или капитальный ремонт Петровского моста. Но для того чтобы получить финансирование в рамках федеральных целевых программ, требуются серьезные усилия. Еще на этапе планирования бюджета на следующий финансовый год отраслевые управления заранее направляют в министерства и ведомства исчерпывающую информацию о тех проектах, в осуществлении которых региону требуется поддержка. И только после того, как заявка будет одобрена, Липецкая область получит необходимые ассигнования. Поскольку часть расходов регион берет на себя, уже при планировании бюджета необходимо предусмотреть ассигнования на софинансирование совместных проектов. Сегодня Правительство России внимательно следит за эффективным использованием выделенных регионам ассигнований. В случаях, когда деньги остаются невостребованными, их не только приходится возвращать, но на субъект федерации налагаются серьезные штрафные санкции.
По материалам ИД "Липецкая газета"