Взвинтили цены
Сначала мощный удар по отечественной сфере строительства нанёс глобальный финансовый кризис. Но то был форс–мажор, в котором вряд ли можно кого–то винить. Однако то, что произошло после, на мировые негативные тенденции никак не спишешь. Палки в колёса и без того замедлившего движение «локомотива» стали вставлять отечественные производители цемента и металла, повышая цены на свою продукцию. Без объяснения причин. Раз предприятия – монополисты, значит, им и карты в руки. Конечно, цены росли и раньше. Но не в таких масштабах. В Липецкой области цемент подорожал почти на 40%, и на 60–70% – металл. В первую очередь такое повышение ударило по производителям железобетонных изделий.
– Ситуация крайне тяжёлая: мы теряем заказчиков, не готовых приобретать продукцию по новым ценам, и как следствие – терпим убытки, – рассказывает Борис Чумарин, гендиректор АО «Завод стройматериалов «Елецкий». – Продажи в первом квартале и, соответственно, объёмы производства упали на 30%. Раньше мы могли выровнять ситуацию за счёт более дешёвого импортного цемента и металла. Но сейчас из–за резкого скачка доллара и они нам не по карману. Складывается впечатление, что рост рубля сдерживают искусственно, чтобы не допустить конкуренции на рынке и создать благоприятные условия для монополистов.
Задело подорожание и производителей сухих строительных смесей. А далее по цепочке – строителей.
– Тенденция складывается очень нехорошая, причём не только в жилищном, но и в дорожном, и в промышленном строительстве: выросла себестоимость квадратного метра, – делится Михаил Захаров, председатель Совета директоров ООО «СУ–5 Трест «Липецкстрой–М».
– Но так как платёжеспособность населения упала, строители не могут повышать цены, и поэтому вынуждены работать себе в убыток, – добавляет Валерий КЛЕВЦОВ, гендиректор ОАО «Липецкая ипотечная корпорация». – В таких условиях ни о каком развитии и полноценной работе говорить не приходится, только о выживании. Главная же проблема строительных компаний – катастрофическая нехватка оборотных средств: материалы, энергоресурсы дорожают, а банки кредиты не дают, ссылаясь на высокие риски. Совокупность всех этих факторов и приводит к уничтожению строителей как класса.
Коснётся каждого
Однако тревогу бьют лишь строители. Молчат общественные организации – профсоюзы, Союзы строителей, Народный фронт. Будто не замечают происходящего антимонопольные структуры, для которых тут явно имеется повод к вмешательству. Потому как вряд ли можно назвать одновременное повышение цен на цемент и металл иначе как ценовым сговором (ведь производятся эти продукты преимущественно из отечественного сырья и от курса валют слабо зависят). Как следствие, не видят проблему и на более высоком уровне. Это только кажется, что проблема узкоотраслевая и не касается широких масс. Ещё как касается. Да, цемент и металл – не из тех продуктов, что намазывают на хлеб. Но без них не проживёшь. Жильё – товар первостепенной важности, а цемент и металл – главные составляющие в его возведении. Следствием повышения цены на эту продукцию и снижения конкуренции в результате ухода с рынка некоторых игроков станет резкий рост цен на строящиеся квартиры. И тогда о доступном жилье можно будет забыть. Уже сейчас, когда из–за кризиса многие российские семьи вынуждены перейти в режим жёсткой экономии, своя квартира кажется несбыточной мечтой.
– Мы хотели взять в ипотеку «однушку», но поняли, что просто её не потянем: надо каждый месяц платить по 20 тыс. руб. – половину дохода нашей семьи, а жить на что? – спрашивает Ирина Некрасова, липчанка. – Проценты по ипотеке просто грабительские! Квартира стоимостью 1,5 млн обошлась бы нам в итоге в четыре.
А ситуация будет только усугубляться. Мы уже не говорим о том, что стройки – это и тысячи рабочих мест, и сотни дающих налоги предприятий – как малых, так и больших.
– Если ничего не изменится, мы вынуждены будем сократить примерно 30% штата, – с горечью заявляет Борис Анатольевич. Пытаясь хоть как–то сохранить объёмы производства и трудовой коллектив, на АО «ЗСМ «Елецкий» приступили к освоению новой отрасли – строительству малоэтажного жилья. Как говорится, не для прибыли, а «токма спасения ради». Потому как о рентабельности применительно к заводам железобетонных изделий говорить сегодня не приходится – она ничтожно мала.
Поэтому многие вынуждены закрывать производство и уходить с рынка, как это практически произошло с флагманом отрасли – заводом «Железобетон». Кто следующий?
Одни слова
Останавливаются стройки, закрываются заводы, теряют рабочие места люди. Последний факт не может и просто не должен не волновать профсоюзы.
– Мы поддерживаем строителей, – уверяет Сергей Путилин, председатель обкома профсоюза строителей Липецкой области. – О существующих проблемах в отрасли говорим на совещаниях, комиссиях, съездах. Где–то нас слышат, где–то пока ещё нет или слышат избирательно. А для того, чтобы нас услышали, нас должно быть не тысяча–две, а десятки тысяч. Только объединившись в рядах профсоюза, мы сможем добиться того, чтобы на проблемы обратили внимание. Надо многое менять: и порядок взаиморасчётов – работы должны оплачиваться своевременно, а не через 90–120 дней, и системы кредитования и налогообложения – должно быть больше льгот, и подходы к подготовке кадров. Необходимо разрабатывать госпрограммы, а строительство жилья экономкласса должно субсидировать государство.
Как оказалось, всю необходимую поддержку строительному сектору сегодня оказывают и в Союзе строителей региона. Там уверяют, что к проблемам строительного сектора относятся более чем серьёзно. А ситуация на рынке – естественный отбор.
– Кризис – неизбежное явление эволюционного процесса. Слабые уходят, сильные остаются. Таковы законы рыночной экономики, – рассуждает Константин Боровских, директор Союза строителей Липецкой области. – Сейчас строителям нужно тратить силы не на попытки найти крайнего, а на то, чтобы оптимизировать производство, повышать эффективность управления. На «круглых столах», семинарах, форумах различного уровня строительное сообщество обсуждает наболевшие темы, вырабатывает конструктивные предложения. Главное – к нашему мнению прислушиваются как партнёры по бизнесу, например сетевые компании, так и органы власти...
Однако, по мнению Бориса Чумарина, это всё – пустые слова.
– Не говорить надо, а действовать. Проводить мирные акции, митинги, добиваться принятия решений, выносить проблемы на государственный уровень. Иначе для чего вообще существуют такие организации: «Народный фронт», «Союз строителей», обком профсоюзов, ассоциации промышленников и строителей? Чтобы собирать со своих членов деньги? Почему молчат депутаты и партии, у которых сейчас выборы на носу? А красиво рассуждать умеют все – толку от этого мало. Тем более, когда речь идёт не о незначительном спаде показателей, а о резком обрушении, даже катастрофе. Крайне важно, чтобы эта проблема дошла до высших эшелонов власти. Все только говорят о поддержке бизнеса. А где она – поддержка? – рассуждает Борис Анатольевич. – Вот если бы снизили налоговую ставку, начали выдавать льготные кредиты, умерили аппетиты монополистов, рентабельность которых приблизилась уже к 250–300% (!), тогда бы это была действительно поддержка.
А пока строителям остаётся лишь ждать. Правда, времени у них не так много. Если ситуацию в ближайшее время не изменить, «локомотив» экономики не просто затормозит, а тихо остановится.
Комментарий
Комментарии
Виктор