По мнению экспертов, кредитный рейтинг обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокой долей собственных и капитальных расходов. Рейтинг сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика.
Снижение собственных доходов компенсируется за счёт роста безвозмездных поступлений. По итогам восьми месяцев текущего года доходы областного бюджета увеличились на 9% относительно аналогичного периода 2019-го. В это же время налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 7%. Вместе с этим безвозмездные поступления увеличились за истекшую часть 2020 года на 80%.
По прогнозам АКРА, в 2020 году налоговые поступления могут сократиться более значительно, чем предполагалось законом о бюджете области (предусматривает снижение ННД на 4%). Агентство ожидает, что в этом случае регион может сократить расходную часть казны за счёт снижения капитальных и текущих расходов относительно уровня прошлого года. По оценке агентства, полученный по итогам года дефицит на уровне 15% ННД будет частично профинансирован за счёт накопленной ликвидности, частично – за счёт увеличения объёма долга.
Между тем, оценка долговой нагрузки останется высокой, несмотря на значительный рост долга. За девять месяцев 2020 года долг Липецкой области увеличился на 4,2 млрд рублей и на 1 октября составлял 16,8 млрд. Долг вырос за счёт привлечения кредита управления федерального казначейства на 3,2 млрд рублей, который региону предстоит вернуть до конца ноября текущего года. Долг на 56% представлен бюджетными кредитами и на 44% - облигациями. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В случае сохранения текущего графика выплат по реструктуризированным бюджетным кредитам в 2021–2024 годах области предстоит выплачивать не более 16% долга ежегодно. На начало октября региону предстояло погасить 29% долга (4,9 млрд рублей) до конца текущего года.
Валентина СЕЛИВАНОВА