В Липецкой области таксисты готовы массово уйти в теневой сектор
- 10:44 1 августа
- А. Плутонов

Представители таксомоторного бизнеса Липецкой области бьют тревогу – отрасль столкнулась с беспрецедентным финансовым давлением. За три года стоимость новых автомобилей выросла вдвое, лизинговые ставки превысили 30% годовых, а банки практически перестали кредитовать таксопарки.
Ситуацию усугубил новый порядок начисления НДС, введенный с 1 января 2025 года. Общественный совет по развитию такси направил обращения в Минфин и Минэкономразвития с требованием снизить налог на добавленную стоимость наполовину, по аналогии с льготными условиями для общепита.
В Липецкой области, как и по всей стране, таксопарки оказались в критическом положении. По данным ОСРТ, средняя цена нового автомобиля для такси за последние три года увеличилась со 1,5 до 3 миллионов рублей. Утилизационный сбор на машины с двигателем до 2 литров достиг 667 400 рублей, что ложится дополнительным бременем на перевозчиков. При этом доступные кредитные ресурсы практически иссякли, а лизинговые компании предлагают контракты под запредельные 30-35% годовых.
Вопросы у предпринимателей вызывает новый механизм расчета НДС для бизнеса на упрощенной системе налогообложения. Таксопарки на УСН теперь обязаны платить НДС, но не могут применять налоговые вычеты. В Липецкой области фактическая налоговая нагрузка на легальные таксопарки могла вырасти до 30-40% от чистой прибыли.
Введение НДС в 5-20% с начала года окончательно подкосило рентабельность бизнеса. В результате закупки нового транспорта в первом квартале 2025 года сократились в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Предприятия вынуждены продлевать эксплуатацию изношенных автомобилей, что ведет к росту затрат на ремонт и повышает аварийность на дорогах региона.
В Липецкой области больше всех страдают средние таксопарки, имеющие 50 и более машин с годовым оборотом свыше 60 миллионов рублей. Именно они составляют костяк легального рынка перевозок, обеспечивая безопасность и качество услуг. Однако, как предупреждает ОСРТ, без срочных мер поддержки предприятия начнут дробиться на мелкие фирмы или полностью уходить в теневой сектор.
Эксперты прогнозируют, что уже в ближайшие месяцы Липецк и другие города области могут столкнуться с резким ростом нелегальных перевозок. В «серой зоне» полностью отсутствует контроль за техническим состоянием автомобилей, квалификацией водителей и соблюдением тарифов. Это ударит по доходной части местных бюджетов и создаст реальную угрозу безопасности пассажиров.
Представители отрасли предлагают конкретные решения: введение 50% льготы по НДС (как в общепите), субсидирование лизинговых ставок и пересмотр утилизационного сбора. Без таких мер, предупреждают перевозчики, легальный рынок такси может прекратить существование уже в 2025-2026 годах, пишут «Известия».