В прошлом году удельный вес совокупной выручки первой десятки составлял 61,1%, в 2018-м он «подразвился» до 62,6%. Сохранение диспозиции титанов и производителей помельче подтверждает и то, что среднее значение выручки в прошлом году примерно соответствовало 17-й строчке рейтинга и сейчас недалеко ушло, условно расположившись между 16-й и 17-й позициями. Таким образом, самыми крепкими «середнячками» рейтинга можно назвать кондитеров «КДВ-Групп» и молочников «Эконивы».
Большинству крупнейших производителей Черноземья не приходится жаловаться на динамику оборотов. Падение выручки зафиксировано лишь у 23 участников сотни, 77 удалось улучшить финансовые результаты. При этом, в отличие от производителей, торговля все-таки засела в своем болотце и подросла на еле заметные 34 млрд рублей.
Наряду с традиционно повышенным вниманием к металлургам, тенденцией 2018 года можно назвать реформирование рынков сбыта и акцент на экспорте. Всё чаще избушка черноземной продукции поворачивается на восток. Вторым оживляющим рынок фактором можно назвать заметное обновление конъюнктуры АПК. Помимо запуска новых производств (в частности, семимильными шагами идут «Агроэко» и «Эконива»), заметно меняют расстановку сил крупные сделки. Например, в следующем году пристальное внимание будет приковано к обновленной комплектации «Русагро» и «Агро-Белогорье», группы компаний «Трио» и Sucden, «Приосколья» и «Черкизово».