«Большая, проходимая, но неудачная»: почему перестали выпускать Ладу «Надежду»
- 09:25 21 декабря
- Наталья Ходченкова
Спереди она похожа на ВАЗ-2110, сзади — на увеличенную Оку, а в целом это был первый отечественный минивэн с полным приводом. ВАЗ-2120 «Надежда» должна была стать прорывом, но вместо этого превратилась в редкую диковинку и быстро сошла со сцены. История ее создания и провала — это яркий пример того, как хорошая идея может разбиться о суровые реалии.
Затянувшееся рождение и компромиссный дизайн
Мысль выпустить свой минивэн появилась у АвтоВАЗа еще в середине 80-х годов. За основу взяли проверенную платформу и ходовую часть от легендарной «Нивы». Интересно, что непосредственно работы над «Надеждой» в итоге привели к созданию пятидверной «Нивы» (ВАЗ-2131), которую в народе прозвали «Крокодил».
Первые макеты были готовы к концу 80-х, но тут начались сложности. Кризисные 90-е заставили конструкторов постоянно упрощать и удешевлять проект. В итоге от первоначального, вполне современного дизайна пришлось отказаться.
Внешний вид «Надежды» стал сборной солянкой из уже существующих деталей, что и привело к странноватому, угловатому и несбалансированному облику. Ее показали публике только в 1997 году, а через год началась мелкосерийная, почти ручная сборка. И это было первым роковым решением.
Технические плюсы и огромные минусы
Сердцем автомобиля стал все тот же бензиновый двигатель от «Нивы» объемом 1.7 литра. И здесь начались главные проблемы. Мотор, который неплохо справлялся с легкой «Нивой», оказался абсолютно не готов тянуть полуторатонный минивэн.
Динамика была катастрофической: разгон до «сотни» занимал больше 30 секунд, а с пассажирами или грузом машина буквально еле ползла. При этом аппетит у нее был внушительный — в городе расход спокойно достигал 15 литров на 100 км.
Зато ходовая часть, унаследованная от внедорожника, давала очевидный плюс — отличную проходимость. «Надежда» могла ехать туда, куда многие минивэны и смотреть не смели. Плавность хода тоже хвалили. Но были и обратные стороны: из-за особенностей подвески радиус разворота оказался очень большим, что было неудобно в городе.
Качество сборки и странные решения
Отсутствие конвейерной, поточного производства стало приговором для качества. Машины собирали практически вручную, что в конце 90-х уже было анахронизмом. Это привело к огромному количеству «косяков»: плохо подогнанные панели кузова, кривая сборка салона, огромное количество сварных швов, которые быстро начинали ржаветь.
Внутри царила та же эклектика. Рулевое колесо и приборная панель взяли от «Десятки», торпедо — от ВАЗ-2114, воздуховоды — от «пятерки». Новыми были лишь дверные карты и сиденья. Но и здесь конструкторы умудрились удивить.
Кузов сделали асимметричным: с правой стороны было четыре двери для доступа ко всем рядам сидений, а с левой — только две, и пассажиры второго и третьего ряда попадали в салон, как в автобус, только с правой стороны. Окна на задних дверях не опускались, форточек тоже не было. Запаску разместили под полом, прямо под ногами переднего пассажира, и чтобы ее достать, нужно было откручивать специальный болт из салона.
Были и разумные находки. Сиденья второго и третьего ряда складывались в ровный пол, а задним пассажирам сделали свой отдельный отопитель. Обзорность, однако, сильно портили очень толстые передние стойки.
Почему «Надежда» не нашла своего покупателя
В итоге сошлось несколько фатальных факторов. Во-первых, запоздалый выход. Если бы такой автомобиль появился в конце 80-х, у него были бы шансы. Но к концу 90-х он уже морально и технически устарел.
Во-вторых, кустарное производство. Ручная сборка делала машину дорогой и некачественной. За те же деньги (а «Надежда» была на 25-30% дороже) можно было купить новую, хорошо собранную пятидверную «Ниву», которая была проще, понятнее и надежнее.
В-третьих, специфическая ниша. По-настоящему семиместный полноприводный минивэн был нужен очень узкому кругу людей: большим семьям, живущим в глубинке с плохими дорогами. Для всех остальных ее недостатки (жадность, медлительность, странный дизайн, сомнительное качество) перевешивали единственное достоинство — проходимость.
За восемь лет, с 1998 по 2006 год, собрали чуть больше 8 тысяч экземпляров. Сегодня «Надежда» — редкий коллекционный артефакт, напоминание об амбициозной, но неудавшейся попытке АвтоВАЗа создать что-то принципиально новое.
Ее история показывает, что одной интересной концепции мало: нужны своевременный выход, грамотная технологическая база и понимание запросов рынка.

