Самой главной новостью прошлой недели в регионе было разоблачение мифа о действующем туристско-рекреационном кластере «Елец». Данный кластер вместе с другими четырьмя кластерами Липецкой области представляет регион в федеральной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011-2018 гг.». Наверное, действительно, пришло время подводить некоторые итоги, потому как запланированный период реализации проекта туристско-рекреационного кластера «Елец» приходится на 2012-2017 гг. (презентация проекта есть здесь) Выделение средств на это уже происходило, равно, как и их освоение.
То, что было предметом язвительных обсуждений в локальном дискурсе – в социальных сетях и в блогосфере, то, что смущало местных интеллектуалов и краеведов, наконец-то прорвалось на федеральный канал, став предметом обсуждений на уровне президента РФ. В прямом эфире «Первого канала» руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко эмоционально рассказывала о туристическом мифе Ельца, прямым текстом разоблачив деятельность елецких чиновников и их кураторов из областной администрации. Высокий пафос местного липецкого политического истеблишмента после этого откровения превратился в пустое место. Действительно, сладкие увещевания о грандиозных туристических перспективах Липецкой области, и, конкретно, Ельца, в один прекрасный момент были подвергнуты сомнению на самом высоком уровне. Активист ОНФ рассказала, как средства в размере миллиарда рублей, выделенные на продвижение туристического кластера были потрачены на несколько другие цели. Владимир Путин улыбался, что-то помечал в блокноте. Многим казалось, что это очередное образцово-показательное общение с президентом – и тем дело и закончится.
Как оказалось, эта история с елецким разоблачением имела продолжение как в рамках публичной, так и непубличной политики. В публичной политике появилось много оправдывающегося чиновничества и заинтересованных журналистов официальных СМИ. В непубличном пространстве все происходило более загадочно. В елецкую «темную» историю вмешались влиятельные ревизоры и аудиторы. То, до чего не доходили руки и местных контролеров, и блогеров, быстро смогут доделать шустрые ребята из Москвы. Материала, наверняка, будет много, потому как самые нелепые проекты елецкой администрации пока даже еще и не обсуждаются.
Сам факт того, что вопрос имел серьезный резонанс, подтверждается невероятно быстрой реакцией со стороны, как региональной, так и местной власти. Попытки внести ясность в сознание жителей Липецкой области по поводу ситуации с елецким кластером предпринимает и официальная журналистика. На прошедшей неделе региональное и местное официальное телевидение смонтировало с десяток роликов, в которых представители политического истеблишмента в один голос недоумевают о том, как федеральная власть могла поверить заявлениям активистки ОНФ. В телевизионных роликах вопрос, связанный с туристско-рекреационным кластером «Елец», попеременно комментируют заинтересованные лица: вице-губернатор Юрий Таран, глава Ельца Сергей Панов, его заместитель Алексей Ишанов. Другой замглавы Ельца, Виктор Щепетильников, уже приглашает ельчан на рождественский каток, который, вроде бы должен заработать в Петровском парке. Реакция власти поразительно схожа – недоумение, обиженность на активистку, попытка объяснить данное недоумение в рамках собственных представлений о целесообразности и о самом содержании концепта «туристический кластер».Вообще, масштабы оправдания впечатляют. Также региональные СМИ пишут, что на днях глава Ельца Сергей Панов направил письмо сопредседателю ОНФ Станиславу Говорухину с предложением лично убедиться в том, что в Ельце все в порядке. Безусловно, это подтверждает серьезную озабоченность городской власти последствиями разоблачений с непрофильными вложениями федеральных средств.
Телезрителям напоминают о новом отеле «Гранд Елец» ОАО «Энергия», открытом два месяца назад, хотя сам факт появления данного объекта сложно связать с реальным решением проблем туристического кластера. Более того, в этом проекте можно увидеть дорогую игрушку, попытку найти самоутешение в новом для себя бизнесе. Председатель совета директоров ОАО «Энергия», депутат Липецкого областного Совета депутатов Владимир Архипенко снимает все вопросы в понимании истинного назначения данного отеля: «В город, когда приезжали гости очень высокого ранга, дипломаты, руководители страны, в Ельце, честно говоря, нет места, где их встретить. Поэтому мы часть прибыли, которую зарабатывает общество, направили на развитие туристического кластера».
То ли так совпало, то ли совершенно случайно, но к данной теме подключилась тяжелая артиллерия. Правда, это произошло несколько опосредованно. Неделю назад глава администрации Липецкой области Олег Королев вместе с председателем Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк» Владимиром Салминым принял участие в открытии новой котельной сахарного завода в Ельце, принадлежащего агрофирме «Трио». Симпатии Олега Королева к данной агрофирме трудно не заметить. Лояльные медиа поспешили максимально гиперболизировать значимость приезда липецкого губернатора, связав его с открытием современного сахарного завода в Ельце. Тем самым, тема разоблачений в туристско-реакционном кластере как будто оттеняется наличием более насущных проблемам города, изнывающего от безработицы. Действительно, у непосвященной аудитории может сложиться впечатление промышленного бума в Ельце, к тому же говорится о том, что завод обеспечивает занятость 600 человек.
Интересно, что в презентации туристско-рекреационного кластера «Елец», которая, с официального сайта администрации Липецкой области, любезно приглашает инвестировать в елецкий туризм, прогнозируется, что количество лиц, работающих в турфирмах, будет составлять 600 человек. Вообще, удивительно – это сколько должно быть открыто туристических фирм? Безусловно, такие смелые прогнозы должны как-то адекватно связываться с ситуацией на елецком рынке труда, да и с самим социальным капиталом Ельца, испытывающим серьезные трансформации.
Нужно признать, что вопрос туристических перспектив Ельца – не такой уж и однозначный. Туристический потенциал Ельца явно переоценен, но здесь нужно понять и местных чиновников, в свое время «набивавших» цену этому проекту, под который предполагалось определенное финансирование. Так уж вышло, что под елецкий уникальный культурный ландшафт удалось «выпросить» средства. Но с дальнейшим наполнением данной идеи более или менее понятным содержанием возникли проблемы. В частности, у нее (идеи) есть однозначно слабое место. Это – исполнители. Кажется, что туристические перспективы всегда имеют шансы на реализацию, если сами горожане бывают кровно заинтересованы в этом. Иными словами, конечным бенефициаром туристических потоков должен стать сам горожанин, прикладывающий для этого массу усилий и не встречающий сопротивления со стороны депрессивного чиновничества. На деле получается, что бенефициаром выступает сама местная власть, регулярно рапортующая о прекрасно проведенных мероприятиях и подправляющая статистику. Туризм – дело тонкое. Здесь должна быть мера. Излишнее усердствование чревато для самой власти, потому как уже вызывает отторжение со стороны самих ельчан, начинающих делиться на меньшинство, участвующее в этих мероприятиях с корыстной целью, либо по принуждению, и большинство, молчаливо и апатично взирающее на эти потуги.
Туристический центр – пространство, где смешивается лицо и изнанка, где нет будней и выходных, где есть место вечному карнавалу. Энергия карнавала, подпитываемая постоянным туристическим трафиком, должна вдыхать в тихий скромный Елец новую жизнь. Отсюда, типичным представителем городского класса должен быть собственник, заинтересованный в продвижении своего уникального продукта, но только не изнуренный бюджетник – школьный учитель, выводящий на событийные мероприятия своих маленьких подопечных. Нет сомнений, что туристическая толпа в Ельце – искусственный, фальшивый конструкт. Равно как и весь туристический кластер. В Ельце все сводится к 2-3 мероприятиям в год, на которые, в самой далекой перспективе предполагается приезд абстрактных туристов.
Да, в Ельце сделаны какие-то работы по улучшению инфраструктуры. Проведены мероприятия по благоустройству ряда улиц. Появились тротуары там, где их не было практически никогда. Кое-где проведены коммуникации. Тем не менее, есть и целый ряд других проблем, наслаивающихся и умножающихся друг на друга. Есть серьезные проблемы с качеством уличного освещения. Пользователи социальных сетей иронизируют по поводу отсутствия в городе общественных туалетов. Вызывает нарекание работа общественного транспорта. Часто бывая по делам в Ельце, туристов наблюдаю крайне редко. Иногда встречаются экскурсионные автобусы со школьниками из Липецка и Воронежа. Знакомые предприниматели отмечают, что их бизнес значительно «просел» за последние год-два из-за общего падения в Ельце экономической активности.
Есть ощущение, что подобные образцово-показательные разоблачения должны идти на пользу власти. «Сокрушительная» информация о туристических шансах Ельца должна стать неким драйвером для региональной и местной власти. Власти должны переоценить свои силы, разобраться с исполнителями, провести тщательный аудит текущего положения дел. Взгляд на проблему со стороны полезен, да и вопрос Анастасии Муталенко вовсе не означает, что и липецкая, и елецкая власть теперь навсегда сохранят неудобную, оправдательную позу.
Комментарии
Александр