Проект концессионного соглашения о модернизации трамвайной инфраструктуры Липецка был опубликован в начале августа. Его инициатором является группа «Мовиста» через местное ООО «Мовиста регионы Липецк». Заявки от других претендентов принимаются с 8 августа по 21 сентября. Итоги планируется подвести на следующий день. Если иных предложений не поступит, концессионером станет «Мовиста».
Как следует из документации, группа намерена вложить в модернизацию инфраструктуры 14,5 млрд руб. Большая часть средств — 9,9 млрд руб.– пойдет на строительство и реконструкцию 46 км трамвайных путей: компания планирует обновить 40,8 км и создать 5,2 км. Кроме того, часть этих вложений необходима для реконструкции здания депо площадью 72,6 тыс. кв. м. Ввести объекты необходимо к концу 2025 года, причем основной объем работ может прийтись на последний год.
Реконструировать 1 км путей компания должна не позднее чем через 18 месяцев с даты концессионного соглашения, модернизировать еще 1 км и построить 1 км — еще максимум через девять месяцев, а обновить 38,8 км и создать 4,2 км — максимум спустя год после предыдущего этапа.
В работах по трамвайной сети концессионер обеспечивает устройство на узлах систем обогрева, лубрикации и автоматики, установку опор контактной сети, технологические связи на путях, озеленение и освещение сети, появление разворотных колец или «иных конструктивных элементов», позволяющих изменить направление движения трамвая, а также пешеходные ограждения на участках. Реконструкция инфраструктуры затрагивает открытые площадки для хранения подвижного состава, бытовые помещения для персонала и помещения для диспетчеризации и управления движением, склады.
Еще 3,9 млрд руб. запланированы на приобретение подвижного состава. Концессионер должен купить 46 (дата производства — «не ранее 12 месяцев до даты заключения договора поставки») односекционных трамваев. Стоимость рассчитана исходя из цены 74 млн руб. с НДС за один такой вагон на дату заключения соглашения и с учетом индексации цен до 2028 года. Все трамваи должны быть низкопольными, с не менее чем 28 креслами с «антивандальными мягкими вставками». Требование по номинальной вместимости составляет 110 человек, по максимальной — 150. Гарантированный срок службы должен быть не менее 20 лет, пробег — не менее 1 млн км «при ежегодном пробеге не менее 50 тыс. км». Гарантия на сам трамвай и «каждый из его элементов» ожидается минимум на два года.
Также у концессионера запланированы 708,2 млн руб. «иных расходов». Более подробно об этих вложениях в документации не говорится. Управлять объектами концессии компания планирует 20 лет. Концессионная плата мэрии Липецка как концеденту составляет 10 тыс. руб. и вносится один раз не позднее чем через год с даты начала эксплуатации.
При этом от властей за весь срок работы концессионер получит 24,5 млрд руб. Из них 17,4 млрд составит инвестиционный платеж. Это средства, предусмотренные на возмещение затрат инвестора в связи с реализацией проекта и на погашение и обслуживание задолженности (годовая процентная ставка по займу не может превышать 5,65%).
Еще 2,9 млрд составит эксплуатационный платеж, предусмотренный для финансирования расходов при обеспечении эксплуатации и в связи с исполнением соглашения. А 4,2 млрд — капитальный грант, который «не является выручкой или иным вознаграждением за оказание концессионером каких-либо услуг».
В проекте соглашения особо оговаривается, что городские и областные власти «обязаны» обеспечить по состоянию на начало очередного календарного года наличие в бюджетах средств «в размере, достаточном для финансирования концедентом своих обязательств». При недостатке средств необходимо сообщить инвестору «о планируемых мероприятиях по доведению объема бюджетных ассигнований до необходимого».
«Во избежание сомнений невключение в какие-либо документы бюджетного планирования… влечет начало процедуры изменения или прекращения настоящего соглашения»,— отмечается в документации.
Проект концессии «Мовиста» направила мэрии 4 августа. Это произошло после критики со стороны властей предыдущего варианта, который поступил от компании 24 мая. По первому проекту концессионер хотел инвестировать 11,4 млрд руб. При этом, подсчитали в горсовете Липецка, вложения мэрии должны были составить 37,3 млрд, а модернизация затронула бы лишь 38,5% путей, тогда как обновления требуют более 70%. По данным горадминистрации, общая протяженность трамвайных рельсов составляет 68,7 км. Таким образом, во втором варианте объем частных инвестиций вырос на 3,1 млрд руб., а мэрии — снизился на 12,8 млрд. Процент обновляемых путей увеличился почти до 60%.
«Мовиста» была не единственным претендентом на трамвайную инфраструктуру Липецка. В конце апреля правительство РФ одобрило заявку региона на развитие электротранспорта в размере 10,8 млрд руб. Тогда среди интересантов проекта власти называли «Мовисту» и группу «Синара». В мае губернатор Игорь Артамонов пояснял «Ъ-Черноземье», что власти пойдут к тем, кто предложит лучшие условия: «Причем выбор мы делаем не одни, а вместе с федеральным правительством по результатам конкурса».
«Синара» в июле подала частную концессионную инициативу по строительству 35 км новой трамвайной линии в Краснодаре за 28,2 млрд руб. Близкая к «Трансмашхолдингу» «Мовиста» уже строит по концессии трамвайную линию в Свердловской области и готова обновить трамвайную инфраструктуру в Курске за 12,4 млрд руб. Сейчас курские власти подводят итоги соответствующего конкурса. Кроме того, обе компании назывались в числе потенциальных концессионеров электротранспорта в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Перми.
В пресс-службе холдинга «Синара — транспортные машины» «Ъ-Черноземье» рассказали, что специалисты его структуры «Синара — городские транспортные решения» прорабатывали возможности участия компании в трамвайной модернизации Липецка, «однако проект остался на уровне переговоров»: «Концессионное предложение городским властям выдвинуто не было». «На данный момент планов по участию в инвестпрограмме у предприятия нет», — добавили в пресс-службе.
В управлении экономического развития Липецкой области отметили, что проект разработан мэрией и облправительством совместно с ВЭБ.РФ «на условиях государственно-частного партнерства». «Внутри специально созданной рабочей группы экономистами региона определены выгодные для области параметры концессии по реконструкции трамвайной инфраструктуры»,— подчеркнули в ведомстве. Реконструкцию планируется начать в первой половине 2023 года.