Взгляд

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Липецкие кланы: НЛМК, тербунцы и божковцы – кто кого?

В Липецкой области, как и в других регионах, много разных кланов и сил, которые борются за ресурсы и власть или за влияние на «государя». Наши эксперты выделили три наиболее влиятельные. Прежде всего это клан самого губернатора, в который, как они считают, входят первые лица первого 1998 года призыва и люди, целиком зависимые от Олега Королева. Второй клан объединяет тех, кто связан с председателем совета директоров Группы НЛМК Владимиром Лисиным. И наконец, эксперты выделяют клан первого вице-губернатора Юрия Божко. Если первые два клана время от времени борются между собой за первенство в областном центре, то клан Божко борется с другими менее влиятельными группами внутри партии власти за влияние на Олега Королева.

Клан Лисина

Председатель совета директоров Группы НЛМК Владимир Лисин, несмотря на то, что не проявляет высокую медиаактивность, остается очень влиятельной персоной Липецкой области (3-4 место в Рейтинге влиятельности 2016 года). Некоторые эксперты даже считают его самым влиятельным в регионе человеком, подкрепляя свое мнение пословицей: кто платит, тот и музыку заказывает.

Новолипецкий комбинат Владимира Лисина, более чем на треть формирует бюджет Липецкой области. От него зависит боле 25 тыс. работников НЛМК. Если добавить еще работников ремонтных, строительных и транспортных компаний, связанных с комбинатом, получается, что почти каждая семья в Липецке так или иначе связана с НЛМК и, следовательно, зависит от господина Лисина.

Однако клан НЛМК последние несколько лет не проявляет видимой активности. В горсовет Липецка от компании делегировано всего три человека. Причем самый значительный – председатель профкома Василий Литовкин, а самый незначительный – мастер по ремонту железнодорожного транспорта. Никто из них не находится даже на подступах к золотой сотне. В областном совете два представителя НЛМК. Это вице-президент компании Александр Соколов (38 место в рейтинге) и Герой Труда РФ разливщик стали Юрий Савин.

В золотую сотню, кроме Лисина и Соколова попали президент ПАО «НЛМК» Олег Багрин (19 место с ростом на 7 позиций) и управляющий директор Сергей Филатов (55-57 место).

Несмотря на то, что клан НЛМК явно потерял влияние на политическую жизнь в Липецкой области, эксперты, между прочим, напоминают, что, если Лисина нельзя отстранить от руководства транснациональной корпорацией и его потенциальное влияние, как и влияние всего менеджмента НЛМК не имеет временных рамок, то у Королева каждый день губернаторства может оказаться последним.

Клан Королева

Тем не менее, Королев каждый год возглавляет рейтинг влиятельности. Многие эксперты единодушно отмечают, что он умеет чувствовать конъюнктуру и работать на опережение. К этому прибавляют его дар не конфликтовать с силовыми структурами, умение воспевать заслуги федеральных чиновников, уважительно относиться к подчиненным и оппонентам и превращать в партнеров своих недругов, если, конечно, они обладают выдающимися способностями. Самый впечатляющий пример – назначение гендиректором ОЭЗ «Липецк» Ивана Кошелева, который считается человеком Лисина.

Если Лисин во многом определяет финансовую стабильность Липецкой области, то губернатор – ее экономическое и социальное развитие. При этом, в каком направлении должно идти социально-экономическое развитие региона губернатор, по сведениям экспертов, решает единолично. Это лично он решил, что в Липецкой области должны развиваться кооперативы, народные предприятия и региональные экономзоны. Лично ему принадлежит идея о строительстве бассейнов и ледовых арен в каждом сельском районе. И, наконец, именно он предложил построить в Липецке метро.

Это, впрочем, не значит, что Королеву никто никогда не возражает. Сам губернатор, рассказывая на публике об этих проектах, не упускает случая пожаловаться, что его никто не понимает. А его соратники, желая похвалить вещий талант своего Олега, проговариваются, что поначалу выступали против губернаторских идей.

Речь тут, впрочем, идет о королевцах первого призыва, которые в отличие от властьимущей молодежи всегда были способны рисковать головой. Они и во власть попали не потому, что нравились начальству, а потому что начальство не нравилось им, и они его просто сбросили.

Близкий круг

Людей, проверенных годами vip-персон из самого близкого окружения Королева, на взгляд экспертов, совсем немного. Это его первый зам Юрий Божко (3-4 место в рейтинге), главный финансист региона Вячеслав Щеглеватых (7 место) и зам по АПК Николай Тагинцев (11-12 место). В этот круг входят также друзья молодости по Добринскому району, где Королев работал первым секретарем райкома КПСС, – спикер облсовета Павел Путилин (2 место) и «идеологический» вице-губернатор Александр Никонов (13 место). К фигурам, которых однозначно причисляют к тербунскому клану, относится и глава ОАО «Свой дом» Владимир Тучков. Это один из самых влиятельных и близких людей губернатора. Он родился в Тербунах, и его родители дружили семьями с родителями будущего губернатора. При этом Тучкова Королев возвысил не по старой памяти, а когда в первой половине нулевых годов обратил внимание, что его земляк толковый человек. Два года подряд в золотой сотне региона Тучков занимает 59 место.

К очень влиятельным людям причисляют также советника губернатора Александра Селиванова, которого называют серым кардиналом. Впрочем, супервлиятельность, о которой так много говорят, эксперты зафиксировали только в 2015 году (75 место).

«Серые кардиналы»

Если продолжить тему о теневых фигурах, влияющих на политические процессы в регионе, то необходимо назвать еще, по крайней мере, трех человек. В клане Королева это – руководитель ГК «Черкизово» Игорь Бабаев. Считается, что он финансировал предвыборную кампанию Олега Королева и при необходимости готов вложить солидные деньги не только в агробизнес. Другим серым кардиналом правящего клана называют гендиректора ЗАО СУ-11 «Липецкстрой» Виктора Григорьева. К клану НЛМК эксперты относят гендиректора холдинга «Румедиа» Михаила Бергера, руководящего медиаактивами Лисина, в частности интернет-порталом Gorod48. Впрочем, это только слухи. По крайней мере нашим экспертам, о серьезном политическом влиянии на липецкие дела господ Бабаева и Бергера ничего не известно.

Периферия королевского клана

По мнению некоторых экспертов главам муниципалитетов и всем областным начальникам, которые входят в королевский клан, отведена роль слепых исполнителей воли губернатора. Это не совсем так. Глава Чаплыгинского района Николай Климов (19 место в 2015 году, 48-49 в 2016-м), например, не склонен сильно ни под кого подстраиваться, потому что возглавляет свой район со времен чуть ли ни Брежнева и является своего рода «символом старинности». Независимым характером отличается и глава Елецкого района, бывший начальник липецкой полиции Олег Семенихин. Он пришел к власти вопреки воли губернатора. Правда, как и многие другие строптивцы, Семенихин попал в сети Олега Королева и теперь служит ему верой и правдой (эксперты считают его не очень влиятельной фигурой: 62 место в 2015 году, 92-93 в 2016-м).

Наконец, к «королевцам» относят крупных генералов липецкого АПК. Это и гендиректор ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября» Дмитрий Еремеев (41-45 место в рейтинге, в 2015-ом – 74 место), и хозяйка ГК «Трио» Евгения Уваркина (20-21 место, в 2015-м – 29-е), и ПСД ГК «Зерос» Николай Бобин (50-51, в 2015-м – 88) и др. Причем в 2016 году практически все крупные хозяйственники, аффилированные с губернатором, серьезно улучшили свои показатели влиятельности.

Тербунский земляк

По мнению экспертов, репутацию королевского клана в 2016 году серьезно подмочил 42-летний мэр Липецка Сергей Иванов, которого все считают выдвиженцем самого губернатора. Одно время даже ходили упорные слухи, что он доводится племянником супруги Королева.

Новый мэр, как хозяйственник, оказался заметно слабее своего предшественника Михаила Гулевского. На сегодняшний день Липецк в долгах, дороги – в колдобинах, население беднеет. Он даже умудрился испортить впечатление о столице Липецкой области в глазах председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко. Та увидела в городе такую грязь и разруху, что назвала его Шанхаем, то есть трущобами.

Тем не менее, по итогам рейтинга за 2016 год Иванов вошел в десятку самых влиятельных людей региона (8 место в 2016 году, 18 – в 2015-м)

В целом влиятельность тербунского клана в прошлом году приросла за счет повышения рейтинга бизнесменов и людей, связанных с бизнесом, но в эту бочку меда умудрились добавить дегтя некоторые вице-губернаторы. Николай Тагинцев с 6 строчки опустился на 11-12-ю, Юрий Таран – с 13-ой на 16-ю, Андрей Козодеров – с 14-ой на 24-25-ю.

Клан Божко

В губернаторском клане есть группы со своими интересами. Они борются друг с другом за ресурсы и влияние на губернатора, который в свою очередь выступает, как арбитр. Эти группы тоже называют кланами. И самым могущественным эксперты считают клан первого вице-губернатора Юрия Божко.

Божко относится к тем «королевцам» второго эшелона, которые появились в политическом бомонде региона в первой половине нулевых годов. В конце 80-х он работал начальником Задонской мехколонны треста «Мелиоводстрой» и был подчиненным Королева, который с 1989-го возглавлял «Липецкводмелиорацию».

Олег Королев, по мнению некоторых экспертов, не воспринимает Юрия Божко как серьезного конкурента и иногда напоминает ему о том, кто в доме хозяин. В феврале прошлого года, например, он поставил своего могущественного зама в неловкое положение, когда публично пригрозил Божко серьезными последствиями, если тот не построит инфраструктуру в ОЭЗ «Липецк-2» к ноябрю 2016 года.

Тем не менее, по оценкам экспертов, сегодня влиятельность Божко сопоставима с влиятельностью Олега Королева (в рейтинге влиятельности Божко стоит на 3-4 месте, уступая в могуществе Павлу Путилину). А в десятке героев, оказавших наибольшее положительное влияние на ситуацию в регионе, он стоит на 22 месте, уступая своему шефу 0,24 балла.

Божко контролирует транспорт, строительный бизнес, все, что относится к земельным отношениям, банковскую сферу и силовые структуры. И люди, связанные с этими отраслями так или иначе входят в клан Божко и пользуются его протекцией и покровительством. В частности, среди тех, кого считают людьми Божко, эксперты называют главу компании «СУ-5 трест Липецкстрой-М» Михаила Захарова (58 место в рейтинге) и директора ОГУП «Липецкий аэропорт» Владимира Малахова (99-100 место).

Что касается силовиков, то хоть Юрий Божко их и курирует, первые лица не входят в его клан. Их назначают в Москве. Серьезная борьба, по словам экспертов, идет за вторые-третьи роли в силовых структурах. И среди заместителей в ведомствах федерального подчинения достаточно много людей, обязанных Божко своим назначением и связанных с ним клановыми интересами.

Если говорить в целом, то влиятельность клана Божко в 2016 году заметно упала, хотя об этом чаще всего можно судить по косвенным признакам. Прежде всего сам вице-губернатор уступил второе место в рейтинге не менее могущественному Павлу Путилину и занял 3-4 место, разделив его с Владимиром Лисиным. В 2016 году значительно упала влиятельность подконтрольных ему генералов из силовых ведомств, и, надо полагать, людей, связанных с Божко. Начальник местного УМВД Михаил Молоканов с 10 места переместился на 14-е, руководитель СУ СК – с 12 на 18-е, главный спасатель региона Михаил Салфетников – с 33 на 45-е и т. д.

Ольга МАСКАКОВА

Максим ИВАНОВ

Подписывайтесь на Lipetsknews.ru в Дзен и Telegram
16:21 02.05.2017