Антимонопольщики выяснили, почему в Липецкой области дорожали яйца
Ответ на этот вопрос дала начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко.
— Анализ ценовой ситуации на региональных рынках яиц показал, что рост оптово-отпускных цен в субъектах Российской Федерации был обусловлен прежде всего сезонным фактором (рост потребления и цен достигает своего максимума к октябрю-ноябрю месяцу на этом рынке), а также с повышением себестоимости производства и реализации куриного яйца, — сообщила Анна Мирочиненко. — Повышение себестоимости яиц, в свою очередь, связано с ростом тарифов на газ и электроэнергию, повышением стоимости кормов и кормовых добавок, которые в структуре себестоимости занимают от 50 до 70 %, а также с повышением закупочной цены на племенное яйцо и племенной суточный молодняк.
Кроме того, анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию яйца куриного, проведенный территориальными органами ФАС России, показал, что в подавляющем числе субъектов Российской Федерации за 9 месяцев 2013 года их деятельность была убыточной. Уровень же положительной рентабельности, который наблюдался у некоторых хозсубъектов, не превышал и 10 %.
В итоге, как сообщила Анна Мирочиненко, предварительные результаты анализа ценовой ситуации на рынке яиц и действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию яиц, не дает оснований для применения мер антимонопольного реагирования.
Со стороны торговых предприятий признаков нарушения антимонопольного законодательства также не выявлено. Повышение оптово-отпускных цен, хоть и с некоторым запаздыванием, напрямую транслируется предприятиями розничной торговли, что и является основной причиной роста розничных цен на яйца. Однако торговые предприятия выбирают разные стратегии поведения на рынке: одни — с повышением оптовых цен снижают размер торговой надбавки, другие — сохраняют ее на прежнем уровне. В большинстве субъектах Российской Федерации средние торговые надбавки, устанавливаемые торговыми предприятиями на яйца, не превышают 20 %. При этом в пределах одной торговой точки на куриные яйца разной категории могут устанавливаться разные торговые надбавки (от минусовой до 30 %).
— Это только предварительные данные по 45 регионам Российской Федерации. Анализ рынка продолжается, — резюмировала Анна Мирочиненко.