Почему советские водители ездили зимой на летней резине и не жаловались – объяснил шофёр тех лет
- 09:36 27 октября
- Виктория Рублёва
В нынешнее время первый снегопад почти что конец света для мегаполисов: пробки, аварии, машины, буксующие на месте. У каждого второго стоит зимняя резина, но это не всегда спасает. Возникает резонный вопрос: а как же справлялись наши отцы и деды, у которых никаких «липучек» или шипованных покрышек и в помине не было? Они ведь как-то ездили всю зиму на одной и той же резине, и ничего. Спросили у опытного водителя, откатавшего не одну тысячу километров в ту эпоху, и вот что выяснилось.
Выяснилось, само понятие «зимняя резина» вошло в обиход советского человека очень поздно, где-то к середине 80-х. До этого все ездили на том, что есть. И если кому-то чудом удавалось достать новый комплект покрышек, то его берегли как раз для зимы, а по весне снова «переобувались» в старые, изношенные.
И что удивительно — это не приводило к тотальному коллапсу на дорогах. Какое-то количество аварий было, конечно, но не в таких масштабах, чтобы бить во все колокола и срочно пересаживать всю страну на зимнюю резину.
Причина первая: другая резина и другие привычки
По словам ветерана за рулем, советская покрышка по своему составу была скорее универсальной. Она не дубела на морозе так катастрофически, как некоторые современные летние шины. Но основное заключалось даже не в этом.
Водители тогда вели себя на дороге иначе — сдержанно и аккуратно. Все понимали, что дорога скользкая, и вели себя соответственно. Да и машин было в разы меньше, что позволяло держать огромную, по нынешним меркам, дистанцию и не нервничать в потоке.
А уж за городом, в деревнях, в багажнике у каждого лежали цепи противоскольжения. Не помогал протектор — надевали на колеса эти самые цепи и спокойно преодолевали и сугробы, и обледеневшие подъемы.
Причина вторая: появление «Снежинки» и культура вождения
Потом, в 80-х, на свет появилась легендарная «Снежинка». Это была первая ласточка, прототип зимней шины. Шипов на ней не было, зато был агрессивный, глубокий протектор, похожий на тот, что ставят на внедорожники.
Современному водителю она показалась бы дубовой и некомфортной — говорят, она почти не проминалась даже на спущенном колесе. Достать целый комплект было невероятной удачей, поэтому чаще две «Снежинки» ставили на ведущую ось, и это уже было серьезным подспорьем. На льду она, может, и не шибко помогала, зато в снежной каше и грязи была незаменима.
Но самая главная причина находится даже не в резине.
Автомобиль в СССР был не просто средством передвижения, а огромной ценностью, роскошью, которую ждали годами и к которой относились с пиететом. Лихачить на нем по зимней дороге никому и в голову не приходило. Машины были менее мощные, и водители прекрасно осознавали их ограничения.
Совокупность факторов — более простая, но универсальная резина, предельная осторожность за рулем и уважительное отношение к своему автомобилю, и позволяла им успешно переживать каждую зиму без всяких телодвижений с сезонной сменой шин.
Читайте также:

