Верховный суд постановил: можно ли завершить обгон через сплошную, если начал по прерывистой
- 01:02 21 ноября
- Виктория Рублёва
Ситуация с обгоном через сплошную линию раздражала многих водителей. Кажется, что маневр начат правильно, по прерывистой разметке, но завершить его приходится уже на сплошной. Водители часто спорят, можно ли так делать и что грозит в этом случае. Законодательство дает на этот вопрос совершенно четкий ответ, который не оставляет пространства для маневров.
Обгон и опережение
Ошибка водителей кроется в непонимании терминов. Обгон — это не просто опережение другой машины. По правилам дорожного движения, обгоном считается маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Если вы не покидаете свою сторону проезжей части, это называется опережением. С 2010 года эти понятия строго разделены, и обгон всегда связан с повышенным риском.
Наказание применяется именно за выезд на встречную полосу в запрещенном месте. Сам факт того, что маневр был начат по правилам, не имеет решающего значения. Ключевым становится момент пересечения колесами сплошной линии разметки. Даже если большая часть обгона прошла корректно, его завершение через сплошную является нарушением.
Почему водители попадают в эту ситуацию
Проектировщики дорог закладывают определенный запас безопасности. Согласно ГОСТу, перед сплошной линией водителя должна предупредить удлиненная прерывистая разметка. Длина штрихов увеличивается, а промежутки между ними сокращаются. Это своего рода визуальный сигнал о том, что обгон лучше не начинать.
Однако на практике этого запаса часто не хватает. Представьте, что вы обгоняете длинную фуру. Ваша скорость составляет 90 км/ч, а скорость грузовика — 70 км/ч. Разница в 20 км/ч кажется значительной, но для полного обгона вам нужно проехать относительно фуры около 40-50 метров. В реальных условиях весь маневр легко занимает 150-200 метров. Водитель просто не успевает среагировать и завершить обгон до появления сплошной линии.
Что говорит Верховный суд и какое наказание последует
Верховный Суд РФ в 2019 году окончательно разъяснил эту ситуацию. Любой выезд на полосу встречного движения, где оно запрещено разметкой или знаками, является нарушением. Исключение составляет только объезд неподвижного препятствия, коим движущийся автомобиль не считается. Начало обгона на прерывистой разметке не является смягчающим обстоятельством.
Нарушение квалифицируется по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. За это предусмотрено серьезное наказание — штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. Для водителей с безупречной историей вождения чаще применяется штраф, а не лишение. Повторное нарушение в течение года приведет к более строгой ответственности.
Вывод прост: единственный способ избежать наказания — не пересекать сплошную линию. Если вы начали обгон и понимаете, что не успеваете вернуться, безопаснее всего отказаться от маневра. Сбросьте скорость и вернитесь на свою полосу, пока разметка еще позволяет это сделать. Этот вариант всегда лучше, чем создавать аварийную ситуацию или рисковать получить суровое административное наказание.
По материалам Дзен-канала «Автовыбор»

